Многие хвалят трансферную политику Ювентуса. Они могут подписать будущую (Погба) или состоявшуюся звезду (Пирло) бесплатно, могут очень привести отличного исполнителя за бесценок (Видаль, Тевес). С каждым годом их состав улучшается, а глубина скамейки впечатляет.
Но никто не помнит, как обстояли дела до начала гегемонии на внутренней арене. А ведь коллектив пополняли такие замечательные исполнители, как Хорхе Мартинес (12 миллионов из Катании), Марко Мотта (4 миллиона из Ромы), Фелипе Мело (25 миллионов из Фиорентины). Были и совершенно чудовищные аренды вроде Леандро Ринаудо, Армана Траоре или Дарио Кнежевича.
Среди этого мусора в команде задержался только один человек – Андреа Бардзальи. Чемпион мира, не пригодившийся Вольфсбургу и которому было почти 30 лет. Вряд ли от него ждали многого.
Бардзальи начинал карьеру в Асколи, где быстро стал основным игроком. По-настоящему блеснуть у него получилось в Палермо под руководством Франческо Гвидолина. Андреа примкнул к сицилийцам в 2004 году, когда они впервые за 30 с лишним лет оказались в элитном дивизионе. Цель была скромная – сохранить прописку в элите. По окончании сезона они добились путевки в Кубок УЕФА. Тогда же Бардзальи дебютировал за сборную и даже поучаствовал в некоторых матчах квалификации.
На победном чемпионате мира защитник отсидел на скамейке весь групповой этап, но травма Алессандро Несты позволила ему сыграть все 90 минут против Украины. Хотя Италия выиграла 3:0, дальше в кампании участвовала связка Матерацци – Каннаваро.
После победы на мундиале к Бардзальи сватались все топ-клубы Серии А, но он решил остаться в Палермо еще на 2 сезона (в одном из которых даже был капитаном). Шарм Андреа, как и всех сицилийцев, померк, и в 2008 он переехал в Вольфсбург к Феликсу Магату за сумму в 10 миллионов евро.
Вообще-то в Германии Бардзальи был очень хорош. Он отыграл все матчи Бундеслиги от звонка до звонка и поднял единственный для Вольфсбурга трофей чемпиона страны. Конечно, главные почести достались Графите и Джеко, настрелявшим 54 мяча, но итальянец был действительно очень хорош.
Но потом Вольфсбург рухнул сначала на 8 место, а затем и вовсе оказался в зоне вылета. Волки решили избавиться от высооплачиваемых игроков, и Бардзальи стал одним из «сокращенных». Его подобрал Ювентус, который, как мы убедились, вел довольно хаотичную трансферную политику.
Но Антонио Конте сразу сделал защитника основным. Сначала он выстроил команду со схемой 4-2-4, где в центре были Бардзальи и Бонуччи, а Кьеллини выступал слева. Потом перестроился на 3-5-2, образовав знаменитое ВВС. В таком сочетании они играли и в Серии А, и в сборной Италии. Надежная оборона стала залогом и возрождения Ювентуса, и успехов Скуадры Адзурры.
Но и здесь основная слава уходила его партнерам. Бонуччи восхищал своими длинными передачами, Кьеллини был практически непроходим и выигрывал все единоборства. При этом Бардзальи вообще не ошибался позиционно, умудрялся страховать и правый фланг обороны, и центр, когда Бонуччи выдвигался в опорную зону (поэтому Лео и провалился в Милане – у него не было Бардзальи).
«Я всегда смотрю на игру чемпионов и пытаюсь перенять несколько секретов. И больше всего я наблюдаю за Бардзальи. Он непобедим 1-в-1, всегда выкладывается на тренировках и играет на 100%. Это пример для каждого», - говорит Бонуччи.
В определенный момент Андреа реально стал чуть ли не лучшим центрдефом мира. Несмотря на свой возраст, он не позволял себя обвести дриблерам, убежать скоростным вингерам. Да и в передачах он не ошибался: в сезоне 2017/18 он стал лучшим по точности паса во всей лиге (93%). Да и вообще Бардзальи – поразительный пример того, как футболист прогрессирует каждый сезон, хотя ему далеко за 30.
К сожалению, ничто не вечно. В последние пару лет Андреа прилично мучают травмы. Из-за них он потерял в скорости и ловкости, что не позволяет ему выступать на уровне плей-офф Лиги чемпионов. Если вчера он мог запросто проглотить всю оборону Испании и Германии на Евро-2016, то сейчас попросту не поспевает. Хорошим примером служит матч с Тоттенхэмом на Уэмбли.
Сейчас Бардзальи – игрок запаса в Ювентусе, который может выходить на ничего не значащие матчи вроде СПАЛа. Возраст, как бы успешно с ним Андреа не боролся, взял свое. Летом ему будет 38. Итальянец мог бы поиграть еще сезон-другой в команде средней руки или в МЛС (Нью-Йорк им интересовался), но решил уйти как чемпион. Пока – Италии. А если повезет – то и с первым в карьере кубком Лиги чемпионов.
Великий чемпион, который всегда оставался в тени.