Меценат, благотворитель обязательно представляется возвышенным героем, филантропом с чувством прекрасного и всеобъемлющей любовью к человечеству. Но тот, кто пожертвовал для других больше всех в России, был далек от столь идеального образа.
Жизнь Гаврилы Солодовникова
Гаврила родился в семье купца 3 гильдии. С самого детства Гавриил Петрович – отец мецената – привлекал сына к коммерческой деятельности, его основной сферой продаж были бумажные изделия. Образование мальчику не дали, он не умел толком писать, зато проявил себя успешным дельцом. После смерти отца, Гаврила, получив ¼ часть наследства (в семье было еще трое детей) и уехал в Москву. В столице к 20 годам он стал купцом 1 гильдии, а к 40 – мультимиллионером, его состояние насчитывало больше 10 млн. рублей.
При таком невероятном достатке Солодовников «прославился» на всю Москву скупостью и бережливостью. Люди придумывали шуточные истории и говорили, что по дому он ходит в лохмотьях, экономит на еде, питаясь вчерашней кашей, на чай официантам дает гроши. На рынке продавцы тщательно следили за ним, потому что купец якобы подворовывает яблоки. Известен биографический факт, описанный в заметках Гиляровского о буднях известных москвичей. В бане Гаврила неизменно оставлял двугривенник, что считалось абсолютной мелочью, а парильщик, зная, кто сколько дает, обругивал Солодовникова за жадность на всю парилку.
Слухи о его хитрости и бессовестном поведении охватили всю Россию. При заключении сделки подписи у нотариусов в 19 веке купцы не ставили – рукопожатие обеих сторон считалось гарантией честности. Но Гаврила пренебрегал доверием коллег. Даже гражданской жене пришлось через суд доказывать, что он отец ее детей, что вызывало насмешки и колкости в адрес Солодовникова. Одна из его известных афер – покупка обманным путем у приятеля здания на Кузнецком мосту, где потом была открыта одна из центральных в Москве торговых площадок - Солодовниковский пассаж.
Но к концу 19 века Гаврила Гаврилович приобретает новый вид популярности в обществе. В 1895 году он вложил 200 тысяч рублей на строительство богатой лестницы из мрамора в здании на Большой Никитской. До этого, в 1893 году, Солодовников решил построить театр. Нанял известного архитектора Терского. Мастер, зная о скупости заказчика, спроектировал бедное маленькое здание. Гаврила, увидев проект, сразу же отказался и велел переделывать. Терский составил чертеж роскошного многоэтажного театра. Строительство завершилось через 8 месяцев, к тому времени купец нанял профессиональных актеров. Но государственная комиссия не одобрила открытие театра, так как нашлось большое количество недочетов, отсутствовала вентиляция в помещении, были узкие лестницы и коридоры. Выступать артистам оказалось негде, и купец отказался выплачивать гонорар.
В 1894 году Гаврила решил стать дворянином. Для этого он пришел в городскую управу, и служащие, также знавшие о хитрости дельца, сказали, что в городе нужно построить венерическую больницу. Загвоздка заключалась в том, что зданию присваивалось имя человека, пожертвовавшего средства на строительство. Так больницу должны были назвать «клиникой венерических болезней купца Солодовникова». Гаврила догадался о насмешке, но от своего не отступил, трижды обращался в управу, и наконец, согласился на строительство, но настоятельно просил не давать клинике его имя, к нему прислушались. Спустя время Гавриле вручили орден и дворянский титул.
Завещание
Гаврила Гаврилович умер в 1901 году. Еще при жизни у него спрашивали, куда он денет свое состояние, тот отмахивался от вопросов, говорил только, что после смерти вся Россия заговорит о нем. К 1901 году его капитал насчитывал около 21 млн. рублей. По завещанию 830 тысяч он оставил родственникам. Больше всего – 300 тысяч – отдал старшему сыну, а меньше всего – свое ношеное белье – завещал младшему сыну. Это была своеобразная месть за то, что тот отказался идти по коммерческому пути.
Вторая часть завещания оказалась шокирующей для всей России. 20 млн. рублей Гаврила разделил на 3 части. Первая часть должна была уйти на строительство женских училищ в 4 губерниях. Вторая – на устройство школ для всех сословий и на приют для сирот в Серпуховском уезде. Третья – на строительство дешевого жилья для рабочих слоев населения. В своем завещании купец написал, что «это сословие составляют люди, зарабатывающие деньги на проживание самым честным трудом».
Распоряжался средствами старший сын Гаврилы – Петр. В скором времени стали строить первые жилища для рабочих. Они были оборудованы общей столовой, яслями, библиотекой. Квартиры стоили очень дешево даже по меркам рабочего класса. Но как часто происходит с благотворительностью: первыми в квартиры заселились чиновники, и только потом стали пускать бедных рабочих.
Петр долго не хотел прощаться с миллионами своего отца, но в 1918 году счета были национализированы. Все деньги ушли на устройство нового революционного государства.
В 2001 году был учрежден Орден имени Солодовникова, его вручают за достижения в торговле и управлении.