Многие покупатели и не задумываются, как все устроено внутри. Что в общем-то и правильно. Для многих торговый центр - это большое здание с кучей магазинов. Этакая точка притяжения, где в одном месте можно купить все то, что необходимо здесь и сейчас. Не нужно ездить по магазинчикам, которые находятся в разных частях города. Не нужно перебегать через дорогу из одного магазина в другой. Не нужно думать, успеешь ли посетить фитнесс зал, закупить продукты и присмотреть новые кеды. В конце концов, посещение торгового центра – это шоппинг с комфортом, где под уютной крышей в чистоте и комфорте можно неспешно прогуляться, передохнуть на теплом диванчике, посетить туалет или провести с кем-нибудь встречу. Именно поэтому торговые центры так популярны. Именно они являются виновниками сокращения числа магазинов в отдельностоящих помещениях (стрит-ритейл). Именно они, монстроузные создания, пожирают мелких конкурентов, которые либо растворяются в небытие, либо становятся частью одного из торговых центров.
Но так ли все просто организовано в торговом центре? Легко ли находятся фирмы, желающие открыть магазин в торговом центре? Конечно, я бы не стал задавать эти вопросы, будь они с однозначным ответом «да».
Поэтому, чтобы ответить на данные вопросы, предлагаю рассмотреть схему управления торгового центра и обсудить ее. Приступим.
Естественно у любого объекта есть собственник. Это может быть один человек или несколько. Несколько человек могут составлять фирму (компанию), владеющую одним торговым центром или сетью. Собственники редко напрямую управляют объектами. Обычно они не учувствуют в деловой жизни торговых центров, лишь периодически собирают отчеты или вмешиваются тогда, когда это необходимо. В основном собственники нанимают специалистов, готовых обслуживать объекты.
Именно о них мы и поговорим далее.
Традиционно второе лицо после собственника – это директор (управляющий, исполнительный директор, генеральный директор). Если объект большой, то у него есть заместитель. В подчинении у директора есть несколько должностей:
- начальник арендного отдела,
- начальник рекламного отдела,
- главный инженер (технический директор).
Есть еще начальник АХО (административно-хозяйственный отдел), эта должность представляет собой что-то среднее между кладовщиком и снабженцем. Это тот человек, который закупает оборудование, хоз.товары, расходники, принимает какие-либо закупленные материалы на хранение. Здесь обсуждать особо нечего. Поэтому перейдем к должности главного инженера.
Главный инженер – это весьма серьезная должность. В руках человека, занимающего эту штатную единицу, заключено техническое обслуживание объекта. Именно он, в первую очередь, отвечает за безопасное нахождение посетителей в торговом центре. Пожарная безопасность, целостность крыши, кондиционирование и вытяжка, устойчивость всех конструкций магазинов (грубо говоря, чтобы стенки или витрины не падали) лежит на его смиренных плечах.
Во всех торговых центрах всегда особое внимание уделяется электрике и ее исправности, поэтому часто у главного инженера есть в подчинении главный энергетик. Вдвоем они отвечают за всю проводку на объекте и следят, чтобы арендаторы не подключали к своим розеткам пожароопасные приборы или слишком мощные, которые могут навредить электрике. Еще в штате технической службы всегда есть простые электрики, сантехники и разнорабочие. Именно благодаря всем этим трудягам наше пребывание в торговом центре происходит в комфорте.
Следующая должность – начальник рекламного отдела – к сожалению, есть не на всех объектах. «Почему к сожалению?» Спросите вы. И я вам отвечу. Это тоже очень важная должность, благодаря которой мы с вами узнаем об объекте. Именно эти люди «рассказывают», почему нам нужно посетить именно их торговый центр. Они отвечают за внешнее оформление здания, за размещение рекламных конструкций и прочей навигации. Они следят за красотой внутри здания, разрабатывают стандарты, чтобы рекламное оформление салонов и магазинов было в едином стиле, придумывают рекламные слоганы и акции, выбирают пространство для рекламы (телевизор, радио, интернет, общественный транспорт).
Повторюсь, начальник рекламного отдела и его подчинение, это те люди, которые делают все возможное, чтобы буквально заставить нас прийти именно в их торговый центр, и чтобы мы расстались там со своими кровными денежками.
Поэтому отвечая на вопрос, нужен ли торговому центру грамотный и профессиональный рекламщик, я говорю – безусловно! Стопроцентно, да, он необходим. Зачастую собственники или директора небольших торговых центров этого не понимают и взваливают рекламу либо на свои плечи, либо передают в арендный отдел, а может кому-то еще. Бывает, что в штате есть один менеджер по рекламе. Это молодая девочка (бывает и мальчик), которая с управляющим решает все насущные проблемы, которые я описал выше. Но вы же понимаете, что этого недостаточно?! У директора всегда мало времени, чтобы заниматься такими «пустяками», а у девочки порой не хватает компетенции, чтобы решать важные вопросы. Не будем забывать, что работа в рекламном отделе подразумевает переговоры с подрядными организациями (телевизор, радио, интернет, общественный транспорт, размещение рекламных носителей внутри здания и снаружи), а молоденькая девочка не всегда сможет «потянуть» эту работу.
Опираясь на эти слова, я обращаюсь к руководителям торговых центров, где нет начальников по рекламе: скорее бегите искать профессионального рекламщика и обязательно наделите его компетенцией и полномочиями. Вполне возможно, что на вашем объекте прямо сейчас падает проходимость и люди банально до вас не доходят потому, что либо не знают про ваш торговый центр, либо не понимают, что им там делать.
А теперь перейдем к самой главной должности из тех трех, про которые говорилось выше. Мы с вами обсудили главного инженера, начальника рекламного отдела, но не в обиду этим очень важным должностям, я допущу вольность и скажу, что начальник арендного отдела – самая значимая штатная единица… И это не потому, что я сам из арендного отдела. На этом месте должен быть смайлик.
В администрации торгового центра всегда ходят фундаментальные споры по типу «кто первый – курица или яйцо». Арендный отдел говорит технической службе, что без арендаторов вы нам не нужны и ваша работа бессмысленна. А техническая служба парирует, что мол попробуйте сдать площадь арендатору с разбитой крышей или с неработающей системой отопления. Наверно, правы и те и те, но давайте попробуем разобрать эту ситуацию и начать с начала.Предположим у собственника есть здание. Пускай оно будет готовым, но пустым. Собственник хочет, чтобы здание превратилось в торговый центр. Для этого ему нужен обсуживающий персонал. И как вы думаете, с кого он начнет? Неужели с технической службы? Для чего ему технари, если его здание пустует? Конечно же сначала он наймет специалиста по аренде, который подготовит ему план по заполнению торговых площадей, и уже последний должен будет пригласить техническую службу, чтобы те дали ему экспертную оценку по правильности «нарезки» торговых площадей. То есть куда арендатора ставить можно, куда арендатора ставить нельзя, где эвакуационные выходы, как пойдет система кондиционирования и так далее. Два отдела – арендный и технический – совместно продумывают, как увеличить количество торговых площадей, чтобы их сдать подороже, и чтобы при этом контролирующие государственные органы не закрыли объект. И уже потом оба отдела расходятся и занимаются своими делами: арендный отдел сдает площади в аренду, технический отдел поддерживает здание в исправном состоянии.
Статья получается достаточно длинной, а работа арендного отдела требует много описаний и слов, поэтому поговорим об этом в следующей статье, а сейчас вкратце опишу обязанности арендного отдела.
Итак, в обязанности арендного отдела входит:
- формирование ассортиментных групп,
- сдача площадей в аренду (поиск арендаторов),
- работа с действующими арендаторами.
Формирование ассортиментных групп – это группирование арендаторов таким образом, чтобы покупателю было комфортно перемещаться по магазинам и услугам.
В качестве самого простого примера: недопустимо нахождение товаров для детей рядом с алкогольным магазином. Покупатели этого не поймут. То есть выделяется специальная зона, например, под детские магазины, под магазины одежды и обуви, а тот же пресловутый алкоголь лучше ставить напротив или рядом с магазином продуктов.
Поиск арендаторов – вот, что важно для поддержания жизни торгового центра. В основном, это монотонный кропотливый труд менеджеров по аренде, которые «сидят на трубке» и обзванивают фирмы для привлечения на свои площади. И только когда объект раскручен и разрекламирован, только когда в торговом центре высокая проходимость, только тогда арендаторы приходят сами. Но все равно работа по поиску арендаторов должна вестись непрерывно, так как торговый центр - это бурлящая жизнь, где кто-нибудь постоянно съезжает и заезжает.
Работа с действующими арендаторами также всегда необходима. Сотрудники арендного отдела следят за тем, чтобы все магазины работали по графику торгового центра, чтобы витрины магазинов не были пустыми или заброшенными, чтобы продавцы выглядели ухоженно и опрятно, и чтобы вели себя адекватно.
Прежде, чем закончить эту статью, один маленький лайфхак. В основном, отношения между арендаторами и арендодателями находятся на позитивной ноте, при этом арендодатель находится во взаимоотношениях на ступень выше. Поэтому если вы покупатель и у вас назрела проблема, и вы хотите скорого разрешения вашей проблемы с магазином, попробуйте начать с прихода в администрацию. У меня есть множество примеров, когда собственники или директора в таких ситуациях быстрее и охотнее шли на встречу своим покупателям.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал и задавайте комментарии.