Найти в Дзене
Школа сада

Скульптуры в ландшафтном дизайне: 9 вопросов современному мастеру

Виктория Чичинадзе — ландшафтный скульптор
Виктория Чичинадзе — ландшафтный скульптор

Когда скульптуры заряжены сильной идеей, они меняют пространство — оно начинает звенеть и вибрировать. Скульптура будет поддерживать, возвращать вас в приятные воспоминания, дарить радость. Виктория рассказала нам, какие материалы нельзя использовать под открытым небом, как правильно содержать скульптуру, какое место занимает скульптура в современных садах и не только.

Как завязался ваш роман с искусством? Как пришли именно к садовым
скульптурам?

Мой роман с искусством завязался достаточно поздно, когда мне было 30. Я не имею художественного образования, по специальности — редактор. В те времена, вообще занималась риэлтерской деятельностью. Такой вид искусства, как художественная кукла только начинал развитие в нашей стране, и очень меня увлек. Я стала коллекционировать кукол зарубежных авторов, покупать их через E-Bay. Стоило мое хобби достаточно дорого, а хотелось всего и сразу!

Однажды я купила кусок запекаемого пластика и решила, что попробую сделать куклу сама. Так и начался мой роман с искусством куклы — несколько лет я активно участвовала в выставках кукол в Киеве, Москве и странах Европы. Даже стала победителем международного конкурса Института Кукольного Искусства Голландии и Бельгии Dabida в 2012 году. Со временем, пилить, сверлить и вообще делать кукол в квартире в Киеве стало совершенно невозможно, и мы с мужем решили перебраться на дачу за город и сделать там мастерскую. На даче у меня появился маленький садик, мне захотелось оживить его, поселить в него скульптуры, но, к сожалению, ничего не удалось
подобрать. Тогда и поняла, что существует дефицит садовой скульптуры.

Я взяла свои засохшие работы из глины, которые стояли без дела уже несколько лет, и решила найти человека, который поможет перевести эти работы из глины в металл. Так мы повстречались с удивительным человеком, талантливым скульптором Евгением Деревянко. Он научил нас с мужем основам формовки, работы с восковками, рассказал о литье бронзы. Через некоторое время мы отлили первые садовые скульптуры в бронзе.

-2

Почему выбрали именно бронзу для своих работ?

Когда мы получили наши скульптуры из литейной мастерской — стало ясно, что мое сердце теперь принадлежит бронзе навсегда. Она выглядит благородно, основательно, долговечно, к тому же прекрасно проявляет себя в работе (при сварке, чеканке, нанесении патины). Тогда я подумала, что скульптур из недорогих, откровенно дешевых и недолговечных материалов очень много, а работ штучных, авторских, пусть и не дешевых — практически не найти. Поэтому решила пробовать свои силы, создавая скульптуры для садов в бронзе.

К тому же, этот поворот сильно развязал мне руки в творческом смысле. В кукольном искусстве важным является умение шить аккуратно миниатюрную одежду и обувь для своих персонажей — этот нюанс у меня всегда хромал, в скульптуре же, могу слепить любую одежду и обувь в разы живее и лучше, чем могла бы сшить.

-3

С какими материалами вам хочется поработать или же, наоборот, какие отталкивают?

То, что я с таким трепетом отношусь к бронзе, конечно же не означает, что не использую другие материалы. Удачным был опыт работы литья и гидроабразивной резки алюминия, мне очень интересно поэкспериментировать с камнем, керамикой, деревом, стеклом и эмалями. В новых работах планирую миксовать эти материалы с металлом — надеюсь, результат будет интересным.

А отталкивают меня только откровенно дешевые имитации натуральных
материалов. Низкокачественные пластики, пластмассы, бетоны. На материале нельзя экономить — в этом я уже неоднократно убеждалась в процессе работы. Из дешевого материала, скорее всего дешевка и получится, исключений практически не бывает. Поэтому, когда меня спрашивают не делаю ли я свои работы в другом дешевом доступном материале, отвечаю категорически — нет. Лучше, на мой взгляд, скопить деньги и купить одну стоящую вещь, чем несколько низкого качества.

-4

Какие материалы категорически нельзя использоваться под открытым небом, но, при этом часто встречаются в скульптурах для сада?

На мой взгляд, нет таких материалов, которые нельзя было бы использовать в садовой скульптуре (может быть только, кроме папье-маше, но таких примеров не помню). Каждый материал обладает своими уникальными свойствами: долговечностью, прочностью. Это нужно понимать, и корректно эксплуатировать скульптуру. Если, это материал хрупкий и недолговечный —консервировать или убирать на зиму, вовремя проводить обработку защитными средствами, беречь от механического повреждения. Безусловно, как я уже говорила существуют откровенно некачественные материалы — срок их жизни минимален, либо его сокращает несоблюдение производителем или автором технологии (скульптура из керамики, которая не прошла обжиг должным образом долго не прослужит), но тут, уж как повезет.

-5

Ваши работы замечены на выставках ландшафтного искусства. Кто впервые предложил сотрудничество? Какова история этих скульптур? Где они теперь размещены?

Когда я пришла к тому, что создавать скульптуры для садов — мой путь, делать мне это интереснее, чем создавать кукол — стала искать профильные выставочные площадки. Так, сразу, увидела сайт Международного Фестиваля Садов и цветов в Москве — Moscow Flower Show. В тот момент фестивалю был год —с тех пор я являюсь его постоянным участником на протяжении 6 лет. Этот фестиваль просто сразил меня своим масштабом, профессионализмом организации.

Очень благодарна судьбе, за то, что мой творческий путь начался именно с MFS — это была моя путевка в творческую жизнь, а президент фестиваля Карина Лазарева и костяк команды, создающей фестиваль за годы совместного общения стали для меня близкими и родными людьми. Так же, как и многие из участников, с кем я познакомилась на фестивале, продолжила дружбу и сотрудничество вне его.

Фестиваль долгое время являлся и является для меня основной площадкой для демонстрации новых работ, их продажи во время выставки или после нее. Большинство работ «живут» у своих новых владельцев в частных садах.

-6

Вы стали призером престижного шоу, расскажите об участии. Конкурсная тема вам близка?

В 2016 году мне посчастливилось работать над скульптурами для выставочного сада Татьяны Гольцовой: «The Imperial Garden», «Revive» на старейшем и важнейшем событии в мире ландшафтного искусства — фестивале Chelsea Flower Show в Лондоне. Работа была очень сложной и интересной во всех смыслах.

Времени было крайне мало, а нам предстояло сделать многое: бронзовую скульптуру «Река Времени» для сада, лавку, висящую «ни на чем» из алюминия, алюминиевые кружева в водоем, отлить и вплести ажурные алюминиевые стволы между стволами живого дерева, которое находилось в Питомнике «Лорберг» под Берлином. Там же в Германии нам предстояло нарядить крону этого живого дерева в алюминиевое кружево. Транспортировали всю эту скульптурную композицию из Киева в Германию, а оттуда в специальной растягивающейся фуре скульптуры перевозились в Лондон на выставочную площадку фестиваля.

Ответственность была колоссальная — спонсоры и мы сами вложили в этот выставочный сад большие деньги, мероприятие высочайшего уровня, работа должна быть выполнена безукоризненно и в срок! Оперативно осваиваем новейшие 3Д технологии, гидроабразивную резку, совмещаем это с художественным литьем, и увязываем бронзовую скульптуру и алюминиевые элементы композиции в единый ансамбль. При этом визуально объединяем два разных металла с помощью патины, похожей на камень. Параллельно занимаемся таможенным оформлением, так как вывозить такую крупную выставочную работу (около 600 кг металла) до этого нам не приходилось. Много было сложных и нервных моментов, но в итоге все вышло наилучшим образом.

Вообще весь этот опыт был крайне полезным для всех участников. Вся история — о дружбе, взаимопомощи, ответственности и умении пройти все сложные этапы, дойти вместе до конца. Сад и выставка в Челси — пожалуй, одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. Подготовка происходила в момент накала политических баталий между нашими странами. Мы показали, что границ между творческими людьми, чьи действия и мысли направлены на созидание, а не на разрушение — не существует. Сад создавался одновременно в Москве и в Киеве, нам оказывали помощь Питомник Лорберг (Германия) и польские таможенники, сад помогали собирать коллеги из Великобритании.

В общем у нас получился абсолютно международный проект, и не будь в нем хотя бы одного звена —ничего бы не получилось. Вместе, хоть и ненадолго сделали еще один небольшой кусочек земли красивым, и принесли радость людям. Конкурсные и выставочные сады, безусловно, зачастую очень отличаются от реальных. Это некий концентрат идеи — в этом их прелесть.

-7

Вы следите за тенденциями? Какое место занимает скульптура в современных садах?

Вопрос тенденций сложный. В основном, интерес вызывают современные абстрактные формы, сады становятся все более лаконичными, и требуют соответствующего декоративного наполнения, но это тоже относительно. Архитектурных стилей, как и стилей, в которых выполнены сады очень много и они разнообразны, стараюсь охватить множество направлений в своем творчестве, чтобы каждый желающий, смог подобрать среди моих работ подходящую.

Я люблю делать фэнтези-скульптуры, скульптуры в стиле модерн (ар-нуво), люблю анималистику, делаю немало абстрактных работ. А вообще, нравится делать то, к чему в данный момент «лежит душа». Есть желание делать индивидуальные проекты — это приносит максимальный результат, когда мы уходим от универсальной скульптуры, к тому образу, который может всколыхнуть чувства именно этого человека или семьи. Люблю, когда скульптура заряжена сильной идеей или состоянием, внутренним содержанием.

Такие скульптуры меняют пространство — оно начинает звенеть и вибрировать той идеей, которую приносит в него скульптура. Роль такой скульптуры в саду — колоссальна! Она может служить своим обладателем и назиданием и поддержкой, возвращать их в приятные воспоминания, либо дарить радость, иронию. Иногда бывает достаточно просто красивой скульптуры, ее роль ненавязчива, но она придает саду шарм, индивидуальность. Не люблю только пресные и бездушные, не несущие в себе ничего скульптуры.

-8

Что для вас служит источником вдохновения?

Всегда по-разному: прочитанная книга, покорившее сердце ювелирное украшение, иллюстрация, образ увиденного человека. Источники вдохновения постоянно окружают нас — нужно лишь открыть для них сердце и душу.

Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас параллельно работаю над 6−7 объектами. Хочу сделать несколько
вариантов функциональных украшений для сада: поилки, кормушки, купальни для птиц, но особенно интересна работа над скульптурной группой «Стихии». В нее войдут скульптуры четырех стихий: воды, огня, земли и воздуха. Тема не новая, но я попытаюсь дать ей интересную трактовку. Стихия воды уже готова к литью, теперь работаю над образом «Огня». Если все получится, и я буду успевать — вы сможете увидеть эту скульптурную группу на фестивале садов и цветов Moscow Flower Show в этом году (даты проведения 28 июня-7 июля) в парке «Музеон».

_____________________________________________________

Материалы, которые нельзя пропустить:

30 Instagram-аккаунтов для дизайнера:
подборка вдохновения на все случаи жизни

Ленивый сад: 3 главных принципа разумного садовода

Как вырастить тую? Простая инструкция по посадке и уходу

30 YouTube-каналов о саде: что еще посмотреть тому, кто видел всё?

Новичок в ландшафтном дизайне?
Вас ждет 10 занятий от дизайнера с 20-летним опытом.
Начните с бесплатного обучения здесь.

Смотрите также публикации по теме

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ