Мекка – один из самых недоступных городов мира. Зачем здесь построили метро и кому разрешено им пользоваться – читайте в новом выпуске «Метрополитенов мира».
Ежегодно в Мекку стекаются сотни тысяч верующих мусульман. Их цель – хадж. Так, собственно, называется паломничество в Мекку и к её окрестностям: горе Арафат, долинам Муздалифа и Мина. В 2000-х годах количество паломников увеличивалось так же стремительно, как финансовые и технологические возможности Саудовской Аравии, в результате чего было решено построить The Makkah Metro.
Метро Мекки, открытое 13 ноября 2010 года, создано с единственной целью – обеспечить паломников транспортным сообщением между священным городом и его пригородами. Предполагалось, что метрополитен будет состоять из нескольких линий, но на данный момент построена одна, проходящая от «Арафат 1» до «Джамрат (Мина 3)», она соединяет палаточный городок в Мине с центром города. В будущем планируется ввод в эксплуатацию ещё четырёх линий, которые соединят центр города со всеми районными направлениями на севере, востоке, юге и западе, а также с международным аэропортом Джидды.
Нынешний маршрут длиной чуть больше 18 км состоит из 9 станций, между которыми курсируют длинные, по меркам метрополитена, 12-вагонные составы. Такое количество не случайно: во время хадж население Мекки увеличивается почти в 3 раза. И чтобы в день перевозить больше миллиона пассажиров, проектировщики сконструировали составы с учётом вместимости 3 000 человек на один вагон. Таким образом, в течение часа в двух направлениях могут одновременно передвигаться 72 тысячи пассажиров.
В год открытия стоимость проезда на метро составляла 250 саудовских риялов, что по курсу 2010 года равнялось примерно 1975 рублям. Да, недешёвое удовольствие. Впрочем, хадж – для большинства мусульман со всего мира в принципе считается одним из самых дорогих паломничеств.
Немного особенностей метрополитена Мекки:
· Это первый метрополитен Саудовской Аравии, открыт даже раньше столичного.
· Управление составами – автоматическое. От машинистов в метро отказались почти сразу после ввода в эксплуатацию – в 2011 году.
· Линия проходит по насыпям и эстакадам, однако проекты новых линий включают и подземные участки.
· Метрополитен Мекки предназначен только для паломников и работает исключительно в период хаджа всего лишь на протяжении семи дней в год.