О противостоянии великих поэтов, которые так и не смогли понять друг друга.
Владимира Маяковского и Сергея Есенина традиционно принято сравнивать – два ярких поэта одной эпохи, оба безвременно и трагически ушли из жизни. При этом они еще и враждовали… или все-таки скрывали за враждой взаимную симпатию?
Лаптями по гостиной
Маяковский оставил воспоминания об их первой встрече. Дело было в Петрограде, в приличном доме, еще до Октябрьской революции. Есенин был обут в лапти и облачен в расшитую рубашку. Бывалый к тому моменту мастер скандала Маяковский справедливо рассудил, что это пиар-ход такой. Он ведь знал, что перед ним поэт, набирающий популярность, получающий гонорары.
Знал Маяковский и о том, что простой сельчанин, перебравшись в столицу, при первой же возможность переоденется по-городскому. Реальный лапотник редко гордился лаптями и спешил сменить их на приличные сапоги или ботинки. Значит, имидж поддерживает, решил Маяковский, о чем и спросил по-свойски. Но Есенин промолчал.
Маяковский, конечно, посмеялся над Есениным и пообещал, что тот всё равно лапти носить скоро не станет. Даже в рекламных целях. Мол, готов поспорить. И когда, несколько лет спустя, они снова столкнулись в гостях у Горького, пролетарский поэт, узрев певца деревни в нормальном костюме с галстуком, громко потребовал отдать проспоренное.
Легко догадаться, что Есенин после таких насмешек не скрывал обиды. И при всяком удобном случае отзывался о Маяковском недобро:
Город против деревни
Главные темы их поэтических творений тоже были противоположны. Есенин сделал ставку на романтику деревни, сентиментальные образы крестьянской Руси, для которой революция была не столько свершением, сколько очередным потрясением и источником беспокойства.
Маяковский был ярко выраженным поэтом большого города, певцом революционной стихии. Деревня для него была воплощением отсталости. Одному Есенину он бы воспевание деревни, может, и простил – за талант, который все же признавал в нем. Но учитывая, что Есенин был такой не в одиночестве, сложилось целое поэтическое направление, Маяковский негодовал и глумился над ними. И в стихах тоже. Достаточно вспомнить его знаменитое «Юбилейное», где автор как бы с Пушкиным обсуждает поэтических собратьев:
Разумеется, Есенин не оставался в долгу. Хотя по части остроумия он Маяковскому всё же заметно уступал. Оставалось просто ругаться.
Движение имажинистов, которое возглавили Есенин и Анатолий Мариенгоф, Маяковскому тоже не приглянулось. Однажды, когда обмен обидными и злыми словами между поэтами на время прекратился, Маяковский даже выразил готовность принять Есенина в свое поэтическое объединение – ЛЕФ. Однако тот пожелал непременно привести с собой всех имажинистов, и тут Маяковский уже возмущенно уперся: не надо!
Чуть не подрались на сцене
Однажды в Политехническом музее было организовано совместное выступление Маяковского и Есенина. Вышел скандал – поэты принялись ругаться прямо на сцене, а потом выкрикивать свои стихи, пытаясь заглушить один другого. Маяковский тогда назвал имажинистов убийцами поэзии.
Вот не любил он их и всё тут. Самоценность красивых слов и анархические замашки – такая идея для поэта, говорившего, что революция мобилизовала его, была нестерпима. И всё равно он Есенина порой хвалил, в кругу своих знакомых. Потом сурово предупреждал, чтобы не вздумали эти добрые слова ему передавать.
Маяковский с неожиданно искренней горечью вспоминал, как заметил, что Есенин совершенно, как говорится, потерял берега, и о его новых стихах слышать приходится куда реже, чем о пьяных скандалах.
Критика мертвого Есенина
Последняя битва между ними произошла в стихах, когда Есенина уже не было в живых. Маяковский записал свои впечатления от прощального стихотворения соперника. Признался, что был напуган тем, скольких молодых читателей эти строки могут подтолкнуть к роковой черте.
А через несколько лет – в стихотворении Марины Цветаевой, посвященном памяти обоих – Маяковский и Есенин встретились на том свете и наконец-то помирились.
А какой из поэтов больше нравится вам? Пишите в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24