Найти тему
Isn't it amazing?

«Расшифровывая интервью, ловил себя на мысли, что звуки на фоне интереснее слов героя»

Владимир Крючев — корреспондент сергиевопосадской газеты «Вперёд» — создал сайт oontz.ru в 2008 году. Это архив звуков, которые он собирает в Сергиевом Посаде, а также других городах и странах. Мы расспросили Владимира почему он решил этим заниматься, и для чего люди слушают звуки выбивания ковра, шум колодца или дождя в лесу (оказалось, что он тоже точно не знает).

Подпишитесь на канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые публикации и интервью.

Почему вы заинтересовались звуком, как начинали его записывать и собирать в архив?

— Мне всегда нравилось достраивать картинку в голове, опираясь только на звук. Он даёт свободу и подталкивает к самостоятельности, а готовая картинка или видео не оставляет пространства. В детстве я записывал их на катушечный магнитофон — например, звуки лета, чтобы слушать их зимой. В такие моменты я чувствовал, как звук переносит в другое место и время. Во взрослой жизни, расшифровывая интервью с диктофона, ловил себя на мысли, что звуки на фоне интервью оказываются гораздо интереснее того, что говорит герой. Так я и начал записывать звук целенаправленно.

— Почему назвали сайт Oontz?

— Десять лет назад мне казалось, что это будет хорошей буквенной имитацией звуков техно из проезжающей мимо машины: унц-унц-унц. Такой мировой язык, который в разных странах прочитается одинаково.

— Вы часто говорите об объемной записи звука и просите слушать аудио в наушниках. Почему это важно?

— Бинауральная запись (не путайте с бинауральными ритмами) это прекрасная и простая техника звукозаписи, которая даёт нам яркую пространственную звуковую картинку. Мы размещаем микрофоны в слуховом канале (как наушники-затычки) или носим их в районе ушей. Так мы фиксируем то, что получает наш мозг в реальной жизни — с едва заметной задержкой скорости звука, которую создаёт ушная раковина и черепная коробка, с искажением частот по тем же причинам. Всё это мелочи, как кажется, но наш мозг улавливает эти нюансы и понимает, откуда идёт звук — например, приходит сверху или снизу, под углом. В наушниках «звуковой слепок» восстанавливается, и ты словно находишься в месте записи.

На кого вы ориентировались? Можно ли послушать кого-нибудь из России в той же сфере, или какие самые крутые зарубежные архивы?

— У нас есть замечательный Николай Терентьев, который записывает русский Север, и делает это так качественно, уверенно и с любовью, что невозможно не настроиться на его волну. Он забирается в такие края, куда сам никогда в жизни не попадёшь, хорошо чувствует, знает и понимает природу. Есть потрясающий англичанин, бывший архивист аудио в Британской библиотеке Иэн Роуз. С одной стороны, он ухватывает звуки меняющегося Лондона. Он же в старых книгах выискивает описания звуков времён, когда звукозаписи не существовало — вроде криков уличных зазывал. Он работал со звуковыми архивами «Би-Би-Си», и выложил эти записи у себя — можно услышать, как пиво наполняет бочки где-то в маленькой пивоварне. С другой стороны, Иэн очень чётко и неутомимо фиксирует современность. Он мастер карт, где звуки представлены на плане местности. И даже издал виниловый диск со звуками Лондона! Перед такой преданностью только можно преклоняться.

В Париже живёт англичанин Дес Кулэм — ему уже довольно много лет, и записывает звуки вокруг он давно, полвека, а то и больше. Этот дедушка очень активно ходит по Парижу с микрофоном и к каждой записи делает очень информативные пояснения. При этом он показывает вовсе не тот Париж, о котором мы думаем в первую очередь; похоже, это один из самых повреждённых стереотипами городов. Не могу не упомянуть великий и ужасный немецкий архив и заброшенный сейчас сайт, но который в своё время показал, как здорово путешествовать по миру за одну минуту звука. Вот на этих людей я ориентируюсь или по меньшей мере всегда с радостью возвращаюсь на их страницы и сайты.

— У филд-рекординга есть какие-то «правила игры» — что и как можно записывать, а что — нельзя?

— Если речь идёт об общественном пространстве, записывать можно почти всё, но публиковать надо далеко не всё. Не буду записывать человека, если ему это неприятно — у меня нет журналистской задачи зубами вырвать информацию или звук. Мир даст миллион других возможностей, которые только успевай ловить.

Вы говорили, что «самые неожиданные звуки записываешь тогда, когда ты их не ждешь» — то есть вам постоянно приходиться быть в режиме диктофона? Вы ходите с оборудованием или специально ездите на записи?

— Почти всегда со мной простой репортёрский диктофон Zoom H5 — он включается довольно быстро. И ещё простые бинауральные микрофоны Sound Professionals MS-TFB-2. Да, большинство звуков в коллекцию пришли случайно (последний пример — таким образом, случайно, я записал песни нигерийских и центральноафриканских рабочих, которые ставили автобусный павильон в Сергиевом Посаде), но иногда и выбираешься специально. Так я несколько раз, в любую погоду, осенью ходил на Лесное озеро, наш местный водоём, чтобы собрать звуки для карты дальнего — необитаемого, если так можно сказать — берега. Шучу, что запись звуков — это легальный способ побыть одному в мире, который требует от тебя быть постоянно на связи.

— Какие звуки могут вас заинтересовать, а какие нет? Вы, например, часто ездите на природу, чтобы записывать животных, рыб, деревья и растения.

— Ха, пора бы перестать записывать поезда и птиц — главные клише уличной звукозаписи. Но не могу это сделать, каждый раз они завораживают. Нет, специально с каким-то планом действий выбираюсь редко, мне больше нравится спонтанность. Однажды вечером я шёл по улице, услышал и записал стук и скрип мачт без флагов в ноябре на ветру. Ведь невозможно заранее, взяв идею из ниоткуда, спланировать поход для записи мачт без флагов вдоль улицы на ветру. Это просто не может прийти в голову.

— Есть определенное представление о документировании событий — это фото или видеосъемка, картинка первична. Вы же говорите о том, что архивировать события и явления нужно и с помощью звуков — почему?

— Звук в нашей жизни часто используется, когда надо, образно говоря, дать по рукам или наоборот направить. Поясню: лифт приехал — звенит колокольчик. Выиграл приз — звучат фанфары. Пролез без билета через турникет — сработал зуммер, сирена, полонез Огинского. Туда не ходи — сюда ходи. Так закрепляется роль звука как вспомогательного средства, вторичного, и люди искренне не понимают зачем сохранять жизнь в звуке, если есть фото и видео. Но в то же время архив, состоящий только из звуковых дорожек, помогает сосредоточиться на объекте, а ещё включает нашу фантазию — пусть даже в ущерб документальной достоверности.

— Но вы еще привязываете звук к карте. Почему это важно?

— Карта — это хороший ответ на вопрос «что дальше?» В какой-то момент у тебя накапливается куча звуков, и ты начинаешь думать, как их организовать, как подать слушателю. Карта — выход из положения. Что касается привязки в целом, мне интересны два типа звуков местности: самый типичный-повседневный и самый экзотичный. Задав две крайности, мы получаем жизнь, которая посередине.

— Один из самых популярных материалов у вас — это звук выбивания ковра. Вы понимаете почему люди вообще это слушают?

— Почему стук ковра стал таким популярным — это загадка для меня самого. Я не могу найти ответа на этот вопрос. Возможно, он быстрее других стал вымирающей экзотикой, и эта скорость подогревает интерес. Вообще же у слушателей точно так же популярны либо самые простые, инстинктивные звуки вроде треска дров в печи или плеска волн, либо фрик-звуки вроде щелканья забытого всеми, висящего все эти годы на стене дома, автобусного компостера, которым лет тридцать назад пробивали билеты. Типа все его похоронили, а ты ж смотри-ка.

— Но почему все эти звуки так привлекательны, почему люди слушают звук курицы-гриль из «Пятерочки», стук в окно соседу, звук железнодорожного поезда? В этом ведь нет какой-то «практической» пользы, которую люди зачастую ищут?

— Тут можно только догадываться — почти никто и никогда не рассказывал, чем их привлекает тот или иной звук. Возможно, люди удивляются своей реакции, а не просто какой-то курице, которая, конечно, в их жизни ничего не значит. Удивляются, что их может пробрать не только спецэффект в кино, созданный величайшими умами и огромными деньгами, но и что-то простое, обыденное.

— Для чего вам сайт? Вы же понимали, что это может быть архив для десятка энтузиастов.

— Я хотел сделать что-то простое. И точно так же сейчас не хочу делать заумные звуковые ландшафты, выдавать только одному мне понятные идеи с глубоким скрытым смыслом, бравировать чем-то нарочито замороченным. В мире и так дофига заумного «аудио-арта», так куда ж ещё. Я не умею делать звонкую саморекламу и не хочу заваливать людей каждым своим чихом. Понимаю, что полевая запись — не самая броская идея, но мне нравится, что несколько десятков или сотен человек следят за сайтом, и находятся с ним на связи. Это клуб, обычный, простой, надеюсь, дружеский. Ещё мне хотелось, чтобы сайт связывал людей с Посадом — как соотечественников, которые когда-то жили здесь, так и людей других стран, кто просто интересуется русским языком, культурой и повседневной жизнью.

— Я был дико удивлен вашему анонсу мероприятия в Литве — опишите, что это вообще за «комнаты прослушивания»?

— Комната прослушивания — это термин, который я использовал, не подобрав лучший. В Великобритании, например, уже несколько лет как проводятся такие вечера, когда люди собираются в тёмном пространстве, будь то кинотеатр или кафе, и слушают радиопередачу или подкаст. Они отключают зрение, чтобы максимально сосредоточиться на слушании. Это не стало модой, но это и не умирает. Я вижу, как это проникает в другие сферы — музыканты проводят премьеры своих альбомов в темноте. Есть даже такая техника радиоинтервьюирования — в тёмной студии. Вечер в Литве придумали радиожурналисты с LRT, основной радиосети в стране, это их хобби, напрямую с работой не связанное. Интересно, что в тот раз прослушивание проходило в, если так можно сказать, Доме культуры города Висагинас — единственного, где русскоязычное население составляет большинство. Это молодой город при недействующей уже Игналинской АЭС, его планировку продумывали архитекторы из тогдашнего Ленинграда.

— Слушаете ли вы современные русско или англоязычные подкасты?

— К сожалению, мне не везёт. По большей части я попадаю на какие-то странные подкасты, где ведущие вальяжно что-то перетирают, много говорят о себе и очень хотят казаться развязными и циничными. Это какое-то упрощение идеи. И ещё эта интонация с задиранием конца предложения вверх. Но неизвестно, как бы я сам звучал, окажись на их месте. Наверное, это проблемы роста, и со временем что-то изменится. Из приятных впечатлений — я слушал, хотя пока и немного, Льва Ганкина для «Кинопоиска» и «Арзамаса». Юрий Сапрыкин непохож на других. Из американских иногда слушаю 99 Percent Invisible, который хоть и заявлен как подкаст о дизайне, но на самом деле он о дизайне жизни. Есть хороший подкаст HowSound — но это скорее учебная серия для делающих радио- и аудиосюжеты.

-2

— У людей, которые занимаются подкастами, аллергия на радио — они, если и видят какую-то наследственность между радио и подкастами, то только формальную. Вы же, наоборот, подчеркиваете эту связь — почему?

— Не помню, чтобы когда-то так однозначно чувствовал эту связь, во всяком случае сейчас она мне кажется условной. Даже если судить по мировым радиофестивалям, то видно, что до сих пор есть разделение — вот эти люди представляют радио, а эти делают подкаст. Большие станции выкладывают подкасты, но полного сращивания не происходит. Люди старой радиошколы не стремятся массово лезть в подкаст и задорно рассказывать, что ели на завтрак или пересказывать свои семейные истории — ещё один конёк новой волны подкаста, во всяком случае, американского.

Но я понимаю, почему автор русского подкаста с пренебрежением может говорить о радио. Если мы включим современное радио в России, то услышим кучу ерунды — тонны однотипной музыки, выбор которой диктуется коммерческим отделом станции. Журналистов, которые говорят страдательным залогами и чиновничьими оборотами – что-то вроде «в весенне-летний период мною была прочитана книга». Такое радио легко не любить, но это не значит, что надо хоронить жанр — есть блестящие исключения: в России, особенно в регионах, до сих пор живо документальное радиовещание, в Москве найдутся станции (или уже станция), которые не боятся экспериментировать и включать заведомо некоммерческую музыку.

— Кроме записи звуков, вы еще делаете репортажи. Как выбираете тему, что вам интересно? Я заметил, что вы очень любите зацепить тему с какого-то необычного угла, выбрать неочевидный ракурс.

— Никогда не искал необычного, для меня это всё очень обычные углы. Мы же все видим следы на снегу, и как-то само собой появляется желание представить, кем был человек, который их оставил? Что у него на уме? К кому он шёл? Так получился сюжет о следах на снегу. Или когда я читаю уличные вывески, мне интересно, почему они почти всегда написаны грубым языком — как так обошлась жизнь с людьми, которые их писали? Какую музыку они слушали? Я попросил композиторов предположить. Или вот — мы все время от времени смотрим прогноз погоды, и есть сайт, где вживую можно проследить, где именно ударяют молнии в эту секунду. Любая молния — это событие, и очевидцы будут об этом говорить. Я иду к ним после грозы и спрашиваю, а гроза становится просто поводом.

— Это просто некоммерческая история или вы рассчитываете, что эти звуки будут использовать в фильмах, например? Какое еще практическое применение может быть у этих звуков?

— Это хобби, поэтому я не планирую зарабатывать на нём. Звуки использовались в  документальных фильмах, и я знаю, что под запись сергиевопосадского леса танцует один хореографический ансамбль на просторах нашей Родины. Особенно приятно, что звуки из Сергиева Посада используются в короткой композиции Interlude шведской группы Club 8 с лейбла Labrador. На этой записи наш местный режиссёр и фотограф Александр Теренков подзывает уток на реке между микрорайонами Островок и Скобянка. Мне и до того момента были близки музыка и идеи лейбла, а когда оказалось, что его руководитель Йохан Ангергард сам записывает звуки в свободное время, их предложение оказалось вдвойне приятным.

— Посоветуйте три записи, с которых стоит начать знакомиться с вашим сайтом?

Скрип старого дерева на ветру с микрофонами в трещинах коры и дуплах. Он обволакивает, и в такие моменты понимаешь, что ты никакой не царь природы, а её часть.

— Духовой оркестр из маленького города Краснозаводск играет «Об-ла-ди, Об-ла-да» на празднике сергиевопосадского одноэтажного микрорайона под названием Козья горка. Очень далёкое от совершенства исполнение, которое отлично доказывает, что искренность иногда обыгрывает профессионализм. И ещё мне нравится предыстория — это единственный местный пример, когда микрорайон сам, без команды сверху, устроил себе праздник.

— Холл спортивного комплекса «Луч». Бинауральная запись здесь оказалась очень кстати — как раз над холлом находится баскетбольный зал, и о ходе игры можно догадаться по тряске потолочных плит в холле, где мы находимся, по туманным крикам сверху, и всё это прекрасно дополняется какой-то патетической музыкой из телевизора и звуком швабры по углам.

Подпишитесь на канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые публикации и интервью.