Начало апреля для белорусских историков и археологов стало по-настоящему знаковым в плане находок. 4 апреля на берегу Березины во время работ по углублению и расчистке дна рабочий Владимир Балында заметил в песке металлический предмет, который сперва был принят за ржавую кастрюлю. Однако вытащив его из песка, рабочий увидел сфероконический шлем отличной сохранности. Видимо, все это время он пролежал под толщей ила и только сейчас был извлечен на поверхность. Повезло, конечно, что шлем не был поврежден техникой, да и что вообще его заметили, ведь мог так и остаться лежать погребенным.
Если прибегнуть к типологии отечественного исследователя А.Н. Кирпичникова, то данный шлем можно отнести ко второму типу (можно подробнее ознакомиться в третьей части работы «Древнерусское оружие»). К нему он отнес сфероконические шлемы, собранные клепками из четырех частей, без наносника, имеющие втулку на макушке. Такие боевые наголовия украшались медной или бронзовой обтяжкой с позолотой и орнаментом. В нижней части все четыре части стягивались обручем, к которому крепился прутик с петлями. На него подвешивали бармицу.
Ранее шлемы подобного типа находили на территории Украины (наиболее известные происходят из курганов Гульбище и Черная могила), Венгрии, Польши (Ольвушка) и России. А вот в Белоруссии это первая находка. А.Н. Кирпичников в своей упомянутой работе указывал, что шлемы данного типа появились в 10 веке на территории Киевской Руси, а затем, получив популярность, стали распространяться на соседние западные территории. Причем появиться они могли под влиянием тюрков-кочевников. В Пруссию и Польшу они могли попадать как в результате торговли, так и в результате военных столкновений. На территории последней, кстати, предположительно, мог появиться свой центр по изготовлению таких шлемов. В западных землях они были в ходу вплоть до 12 века, ну Руси чуть дольше.
Шлем, найденный, в Бобруйске, вероятно, также может быть отнесен к 10 веку. Отличная сохранность находки обусловлена тем, что шлем оказался законсервированным в толще речного ила, лишен доступа к кислороду. Каким образом он оказался на дне реки пока ответить сложно. Вполне возможно, что он был утерян в пылу сражения, а его хозяин (человек, безусловно, не бедный и явно знатного происхождения) погиб где-то в этих местах. Кроме того, это мог быть клад или погребение. Возможно, что хоть какую-то ясность в данном вопросе смогут проявить археологические исследования, хотя если учесть, что на месте находки ведутся работы с применением техники, то надеяться на многое вряд ли приходится.
Несколько лет назад в Днепре рыбак случайно выловил древнерусский меч 10 века прекрасной сохранности (кликабельно), также обеспеченной илистой консервацией. Находку связывают с князем Святославом, погибшим на днепровских порогах.
Другая интересная находка была сделана в феврале этого года датскими рабочими при прокладке коммуникаций. В траншее ими был обнаружен меч, датированный 14 веком (кликабельно). Так что, быть может, этот год еще не раз будет отмечен интересными случайными находками.
- Пошли на охоту, а нашли 1000-летний меч;
- Девочка и двуручный меч из озера Дозмари-Пул.