Был такой. Небольшой, но очень колоритный. В десятках вариантов, обязательно ручной работы и непременно из дерева.
Обычно висел на стене. Чаще в столовой или гостиной, реже в кабинете, иногда в прихожей. У вечно занятых, которым недосуг, — стоял на столе. Отлично подходил для тех, кто не хотел запаковывать свою современную "залу" деревом под завязку, а хотел лишь намекнуть, что тут-де знают толк в моде и уважают свои корни. Да, в начале XX века уважать историю Отечества как раз и означало быть в тренде.
Он появился на свет в 1885 году в Абрамцеве и сразу разлетелся по русским городам и весям. Особенно полюбился Москве. Удивил Европу и там тоже прочно обосновался. Эх, была б моя воля, я бы назвала его как-нибудь поэтически, но в музейной системе за ним уже прочно закрепилось простое и скучное имя: "Шкафчик с колонкой".
Передо мной акварельный эскиз, наглядно показывающий процесс создания проекта. Рука дизайнера рисует детали, водит кистью по бумаге. Человек придумывает способ всё соединить, чтобы было целое. Обязательно из частей должно получиться целое, иначе никак. В этом сущность художественного творчества.
Прототипами для шкафчика послужили готовые элементы реальных предметов — полки, прялки, телеги, деревянной колонны и уличных качелей (с них срисован мотив рисунка на дверце). Художник взял фрагменты и создал из них новый предмет. Разве кто-нибудь замечает здесь кусок телеги, прялки и качелей? Нет. Мы не видим кусков, перед нами аккуратный шкаф — монолитный, приятно асимметричный, родной и русский-русский. Хвала дизайнеру, как говорится.
Ну вот добрались мы наконец и до авторства. Кто же этот дизайнер, которому хвала? Елена Дмитриевна Поленова — та самая неугомонная Леночка, про которую я уже рассказывала раньше. Когда она жила и работала в усадьбе Абрамцево, то часто выезжала в экспедиции по деревням и сёлам, из которых привозила купленные у крестьян бытовые предметы либо папку свежих эскизов, если хозяева не желали расставаться со своими наличниками и прялками. Вот так знаменитая художница и отыскала народные прототипы для нового авторского проекта.
Остаётся добавить, что предмет отлично вписался в общей тренд под названием "русский стиль", быстро стал must have тогдашних модников и производился целых 30 лет с момента создания. Спрос был колоссальный. Эскиз Поленовой брали за основу, но по-разному меняли отделку: тонировали дерево, красили резьбу, вместо цветочного куста рисовали русского витязя.
Наверное, это не очень правильно — ковырять авторскую идею по желанию заказчика... Но что поделать — тогда так было принято, мастера на местах не просто исполняли задание, а участвовали в изготовлении творчески. Часто это шло на пользу (как на последнем фото), хотя случались и неудачные эксперименты, куда ж без них.
Напоследок выдам-ка я порцию занудной искусствоведческой информации, если вдруг вам интересны подробности:
Шкафчик с колонкой. Автор эскиза: Е.Д. Поленова.
Год создания эскиза: 1885. Производился в Абрамцеве, Абрамцевской столярно-резчицкой мастерской либо (позднее) Абрамцевской профтехшколой.
Материалы и методы обработки: липа или берёза, резьба трёхгранно-выемчатая, точение, тонировка, вощение либо подкраска (+лак) либо масляная живопись (+лак).
Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)