Королева Франции и икона стиля XVIII века Мария Антуанетта обожала роскошные наряды. Но на их фоне особняком стоит платье, которое войдёт в историю моды под названием "сорочка королевы". У него, очень простого, непростая история.
Источники вдохновения
Королева тратила огромные суммы на наряды, и недовольство в стране всё время возрастало. Так что со временем она стала пытаться демонстративно отказаться от роскоши. Кроме того, становясь старше, она искала способы подчеркнуть увядающую красоту и скрыть недостатки. А ещё королева часто была в положении, и нуждалась в одежде, прежде всего, удобной.
Сказалось и воздействие идей философа Руссо, призывавшего вернуться к природе, и растущая популярность английского костюма (более практичного, чем французский).
Ну а ещё прекрасные креолки в своих далёких провинциях были не в силах носить в тропическом климате плотный шёлк. Они предпочитали свободные платья из белоснежного хлопка.
И со временем возник новый модный наряд...
Это не сорочка!
Пусть название "сорочка королевы" (или "платье-сорочка") не вводит вас в заблуждение. Это не нижнее бельё, а полноценное платье. Однако по сравнению с обычными нарядами той эпохи оно было таким простым, что параллель, которую провели современники, не удивляет.
Революция в моде
Это была не одна модель, а, скорее, тип платьев.
- Их шили из тонких лёгких тканей - например, муслина, батиста, шёлкового газа.
- Чаще всего они были белыми. Но не обязательно. А иногда полупрозрачное белое платье надевали поверх нижнего из цветной атласной или шёлковой ткани.
- Под них надевали не жёсткий корсет, а мягкий. И никаких фижм! Просто нижние юбки.
- Платья-сорочки надевали через голову. Легко и просто. Как сорочку, да.
- Они были свободными, со множеством складок. На талии их просто перехватывали широкими кушаками.
- А вот отделка была простой и лаконичной, разве что немного оборок.
- Зачастую такие платья даже можно было стирать, а не чистить (в отличие от остальных, из шёлка и бархата, со сложной отделкой).
Неэкономная экономика
Простота стиля была, конечно, обманчивой. Лишь по-настоящему богатые женщины могли позволить себе светлые платья – им не нужно было волноваться, что они испачкаются.
А французской экономике платья-сорочки нанесли существенный ущерб. Британия, можно сказать, благословляла модистку королевы Розу Бертен! Ведь муслин и тонкое полотно Франция стала заказывать в Шотландии. Зато местное шёлковое производство стало приходить в упадок, и, по свидетельству одного из современников, не менее трети лионских ткачей в 1780-ых потеряло работу!
Скандальный портрет
Попытка упростить костюм не избавила Марию Антуанетту от критики, наоборот. Простые наряды считались недостойными королевы и подрывали её репутацию. Мол, не должна она одеваться как обычная женщина!
Когда портрет Марии Антуанетты в таком платье был выставлен в парижском Салоне, термин "сорочка королевы" был уже известен. Однако народ воспринял его буквально – распространился слух, что королева, о ужас, изображена в нательной сорочке.
Возмущение было так велико, что даже, когда стало понятно, что она там всё-таки не в белье, а в платье, пусть и простом, портрет пришлось убрать. "Из-за нескромности костюма, особенно если речь о королеве". Взамен был выставлен другой, аналогичный, но уже в достойном наряде.
Мария Антуанетта не была первой женщиной, надевшей такое платье. Но именно она сделала его по-настоящему популярным. И критиковали, конечно же, больше всего именно её...
А о том, как связано это платье и "дело об ожерелье королевы" - в следующий раз!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!