Жаккардовые узоры, один из самых красивых вариантов вязанной одежды, но для ручного вязания этот способ считается одним из самых трудных и потому не любимых рукодельницами. В то время, как есть целые страны, где традиция жаккардовых узоров стала чуть ли не национальным достоянием.
Знаменитая лопапейса.Стиль этой одежды заимствован из костюма гренландских женщин, но сейчас широко распространен во всей Исландии и знаменит далеко за пределами своей суровой северной родины.
Выкройка традиционной лопапейсы основана на круглой кокетке, когда узор верхней части полочки постепенно сокращается, и за счет этого уменьшается общий объем изделия к горловине на столько, что ее становится возможно закрыть и одеть вещь на себя. Это в базовой, так сказать, комплектации.
Но мы, как все нормальные герои, не ищем легких путей. Моя задумка для лопапейсы была более сложной, но и более отвечающей требованиям современности. Итак, какие я ставила перед собой задачи, когда наконец-таки соблазнилась на вязание жаккарда:
1. Быстрота и комфорт при вязании. То есть вязание только лицевыми рядами по кругу. Никаких крокозябр.
2. Вещь обязана ОТЛИЧНО сидеть на фигуре. Не как бабушкин свитер с горловиной сползающей на холку и стянутыми в тиски одинаковой со всех сторон кокеткой плечами, а современная, удобная, эргономичная посадка предназначенная для динамичной жизни в современном городе.
3. Вещь должна быть распашной. Это принципиально. Только кардиган (или джемпер, как я называю этот предмет одежды, но со мной не все соглашаются). Мы не в тундре! Жизнь нормальной женщины сейчас, а не 200 лет назад, состоит из бегатни из машины на улицу, из метро в магазин, из магазина в квартиру и снова по кругу. То есть постоянно из тепла в холод и обратно, и под каждый такой переход менять наряды не приходится, как, возможно, могли себе позволить наши бабушки. А значит одежда должна быть трансформером.
Вот такое ТЗ не хилое. Что в результате получилось, интересно узнать?
Создание орнамента для лопапейсы- дело увлекательнейшее. Он должен соответствовать нескольким важнейшим критериям, как из числа технических, так и художественных. Начнем с техники.
Технически фантазия автора жестко ограничена объемом тела, на которое вяжется вещь. То есть Об груди + 2Об передплечья + прибавка на облегание - 2 подреза. Это формула расчета величины орнамента в развертке. Результирующая четко фиксирована и не может быть ни больше, ни меньше этого числа. Раппорт орнамента должен кратно укладываться в это число. Это первый момент.
Второе - это максимальная длина протяжки. В полете своей фантазии никогда нельзя забывать, что ваша вещь не будет музейной реликвией, а реальной кофтой на реальных плечах. И протяжка длиной более 5 петель на изнаночной стороне, это гарантированные проблемы с цеплянием за все на свете.
Либо идти на вариант жаккарда без протяжек, но мне он не нравится от слова совсем. Если очень интересно, то могу объяснить почему.
В связи с этими ограничениями ручной жаккард (то есть однофонтурный, если выражаться языком технолога) обычно состоит из простеньких геометрических форм: ромбиков, квадратиков, полосочек. Как максимум, традиционных снежинок. Но мне хотелось чего-то образного, узнаваемого... И помимо проблем технических пришлось решать ещё и творческие. Кому интересно узнать, как строить орнамент для круглой кокетки?
Так как кокетка, это по сути в геометрии своей полукруг с горлом человека в центре, то и весь орнамент располагается логически по кругу, как знаки зодиака (кстати, интересная тема для орнамента)
Логично предположить, что чем больше окружность, тем крупнее орнаментальные элементы можно на ней расположить, а по мере сужения окружности к центру элементы становятся меньше. В математике это называется фрактальность. В его определение заложен сильнейший творческих принцип: это множество, обладающее свойством само подобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей).
Принцип фрактальности используется в мировом искусстве уже много тысячелетий и особенно виртуозно он применен в архитектурной традиции ислама. Мозаичные купола мечетей дают художнику неисчерпаемый источник вдохновения.
Однако, я с самого начала хотела заложить в свой орнамент живой, близкий русскому человеку образ, а не геометрическую абстракцию. Так я пришла к образу колосьев пшеницы, как типичному примеру фрактального множества само подобных элементов.
Определившись с образом мне осталось лишь рассчитать величину колосьев так, чтобы их длина укладывалась в мерку "высота груди до выреза горловины", а количество в сводное число Ог + 2 Оп
Вот так и получилось мое пшеничное поле, орнамент, который дал название моему авторскому кардигану Колоски.
Но! лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать :)
Я выпустила обучающий видео-курс по вязанию этого кардигана с подробными инструкциями в формате PDF. Если вам интересна такая возможность связать кардиган вместе со мной. Получить подробности и Записаться на Курс
___________________________________________
Посетите мой сайт
Я в Инстаграм:
Мой магазин на ЯМ
Мой канал YouTube