В годы Великой Отечественной войны Кировский (Мариинский) театр был эвакуирован в Пермь, как и Ленинградское хореографическое училище. Галина Уланова (32 года) и Татьяна Вечеслова (31 год) в августе 1941 года прибыли в Пермь. Город был не очень дружелюбным.
Девять дней занял путь от Ленинграда до Перми. Бытовые условия оставляли желать лучшего. Прибывших артистов сначала долго не выпускали из вагонов, и только после срочной правительственной телеграммы из Москвы им разрешили покинуть эшелон.
Расселили эвакуированных артистов в общежития, гостиницу, частные квартиры жителей города - везде, где были места.
После Мариинского театра Пермский театр показался артистам крошечным: четвертая часть ленинградской сцены! И пол не покатый. Артисты были разочарованы. Но пришлось приспособиться.
19 августа 1941 года труппа прибыла в Пермь, а уже 13 сентября был открыт новый театральный сезон оперой "Иван Сусанин". Декорации были написаны заново специально для маленькой сцены Пермского театра, потому что ленинградские не вмещались. Художники: Ходасевич, Басов, Альтман, Бруни.
Несмотря на тяжелые бытовые условия, которые были у всех, труппа вела активную работу. Шли балеты "Спящая", "Жизель", "Дон Кихот", "Баядерка", "Лауренсия", "Эсмеральда"... В гостинице "Семиэтажка" поселился Арам Хачатурян, которые завершил балет "Гаяне", состоялась премьера в постановке Нины Анисимовой. Композитор посвятил Вечесловой вариацию Нунэ.
В те суровые годы было создано Пермское хореографическое училище под руководством Екатерины Никодимовны Гейденрейх - выпускницы Императорского театрального училища.
Спектакль "Иван Сусанин" прошел без успеха. Артисты надеялись, что "Лебединое озеро" улучшит впечатление - танцевали Дудинская и Сергеев. Но занавес опустился в полной тишине полупустого зала.
"Кому нужен наш балет?- думали мы. Кругом льется кровь, один за другим сдают врагу города нашей родины, неделями сидят на вокзалах беженцы, а мы будем танцевать и пытаться доказывать, что кому-то нужно наше искусство!"
Артисты вызвались дежурить в госпиталях: после спектакля, едва смыв грим, шли в госпиталь.
В Пермь к своей жене - артистке балета Н. Лисовской приехал с фронта историк Ю. Слонимский. Другие артисты расспрашивали его о Ленинграде. И самый главный вопрос, который волновал всех: "Может ли позволить совесть нам заниматься балетом в такие тяжелые дни?"
Слонимский ответил: "Даже в осажденном Ленинграде артисты находят в себе силы не прекращать работу. Это необходимо людям."
Галина Уланова не вела текущий репертуар из-за травмы ноги, а конце первого сезона уехала в Алма-Ату.
Татьяна Вечеслова во время спектакля "Лауренсия" узнала, что от голода умерли в Ленинграде две маминых сестры. "Мой выход. Я танцую, улыбаюсь сквозь слезы..."
Другое:
Воспоминания об эвакуации Кировского театра
Мариинский театр в годы Революции 1905 года
Как Ваганова начинала работу в балете