Найти тему

В. Кандинский о духовном в искусстве

Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне.
В. Кандинский

Василий Кандинский - художник , теоретик школы "Баухаус", получивший мировую известность как один из лидеров абстрактного искусства. Он написал несколько книг, в том числе "О духовном в искусстве".

В. Кандинский, 1913 г. Фото из википедии.
В. Кандинский, 1913 г. Фото из википедии.

Рассматривая работы Кандинского, становится интересно, чем руководствовался художник? Как приходят такие идеи?

В. Кандинский, "Композиция №7", холст, масло. 1913 г. Источник: https://www.wassilykandinsky.net
В. Кандинский, "Композиция №7", холст, масло. 1913 г. Источник: https://www.wassilykandinsky.net

Для Кандинского главной целью искусства является воздействие художника на душу зрителя.

Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души.
Эту основу следует назвать принципом внутренней необходимости.
В. Кандинский "О духовном в искусстве" , 1910 г.

Основой для художника должна быть психологическая духовная составляющая. Главный закон - принцип внутренней необходимости. Цвет и форма - вторичны и не должны ограничивать творца, как, впрочем, и законы перспективы. Однако художник должен знать свои инструменты и уметь их применять. Он должен изучать цвет и форму.
У каждого цвета есть свое "благоухание". Вы когда-нибудь искали информацию про символическое значение цвета или его психологическое воздействие? У В.В.Кандинского вы найдете живой созерцательный опыт восприятия цвета:

И действительно, первое движение желтого цвета – устремление к человеку; оно может быть поднято до степени назойливости (при усилении интенсивности желтого цвета); а также и второе движение, – перепрыгивание через границы, рассеивание силы в окружающее, – подобны свойствам каждой физической силы, которая бессознательно для себя бросается на предмет и бесцельно растекается во все стороны. С другой стороны, желтый цвет, если его рассматривать непосредственно (в какой-нибудь геометрической форме), беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое, в конце концов, действует нахально и назойливо на душу.
В. Кандинский "О духовном в искусстве" , 1910 г.

А в следующей цитате он описывает синий цвет:

Последний мы находим в синем цвете сначала теоретически в его физических движениях: 1) от человека и 2) к собственному центру. То же, когда мы даем синему цвету действовать на душу (в любой геометрической форме). Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее. Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, – сверхчувственному. Это цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо».
В. Кандинский "О духовном в искусстве" , 1910 г.
В. Кандинский, "Импровизация 209", холст, масло. 1917 г. Источник: https://www.wassilykandinsky.net
В. Кандинский, "Импровизация 209", холст, масло. 1917 г. Источник: https://www.wassilykandinsky.net

Читая строки о цвете, переносишься в иной мир, куда-то в запредельное. Кандинский развивает свою мысль о духовном мире. Он выделяет три уровня художественного произведения.

Внутренняя необходимость возникает по трем мистическим причинам. Она создается тремя мистическими необходимостями:
1) каждый художник, как творец, должен выразить то, что ему свойственно (индивидуальный элемент),
2) каждый художник, как дитя своей эпохи, должен выразить то, что присуще этой эпохе (элемент стиля во внутреннем значении, состоящий из языка эпохи и языка своей национальности, пока национальность существует, как таковая),
3) каждый художник, как служитель искусства, должен давать то, что свойственно искусству вообще (элемент чисто и вечно художественного, который проходит через всех людей, через все национальности и через все времена; этот элемент можно видеть в художественном произведении каждого художника, каждого народа и каждой эпохи; как главный элемент искусства он не знает ни пространства, ни времени).
В. Кандинский "О духовном в искусстве" , 1910 г.

Сходные идеи встречаются в трудах швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, для которого психическое было областью научного исследования. Юнг выделял в психике несколько уровней, соотносящихся с градациями Кандинского: индивидуальный(1), коллективный (2), архетипический (3). Согласно юнгианской психологии жизнь человека протекает в бесконечном спектре между полюсом абсолютного духовного начала, где существуют архетипы, и полюсом абсолютного материального, физического. Похожий спектр предлагает Кандинский для художников. Мир искусства расположен в широком диапазоне между полюсом абсолютно абстрактного и полюсом максимально реалистичного. Настоящий художник, находясь между полюсами, ищет средства и формы, исходя из принципа внутренней необходимости, чтобы донести свой посыл до зрителя.

Для Кандинского искусство - это прежде всего обитель Духа. Как настоящий мистик он делится сакральными переживаниями и озарениями в своей книге. Автор знакомит читателя с идеями, оказавшими глубокое влияние на культуру 20 века. Это позволяет нам взглянуть на абстрактное искусство глазами самого художника, понять его мотивы и философскую составляющую. Безусловно книга "О духовном в искусстве" стоит того, чтобы ее прочесть.

Автор - Ирина Лямшина.