Найти тему
История Нетипичная

Великая театральная революция

Нашел тут на просторах рунета небезынтересные наблюдения. Думаю обобщить и поделиться с вами. Суть этих наблюдений сводится к тому, что, дескать, французский театр не то предсказал падение монархии во время Великой французской революции, не то чуть ли не сам ее и спровоцировал. Но давайте поясню.

Сначала кузькину мать голубокровым угнетателям французских народных масс показал ведущий актер театра "Комеди Франсез" (и по совместительству знатный театральный реформатор) - Анри-Луи Лёкен.

Анри-Луи Лёкен
Анри-Луи Лёкен

Театральная история запомнила его, прежде всего, из-за того, что он - ведущий ретранслятор идей Вольтера. Анри-Луи первым из французских актеров отказался от помпезно-напыщенно-пафосных многоэтажных фраз, из-за которых значительная часть публики не прочь в театре вздремнуть, и заговорил в постановках на том живом французском, на котором общались люди на улицах, рынках, в кабаках. Иными словами, он сделал театр куда более "социальным", близким народу, не дал ему зачахнуть, как бы тот не пытался. Также он добавил натуральности постановкам — стал не на шутку запариваться по поводу исторической и этнической достоверности театральных костюмов, усилил проработку сценического движения, жестикуляций, которым до той поры уделялось не так много внимания.
Но это все же достаточно замкнутые именно на театральную жизнь моменты. Было ведь кое-что куда более провокационное, исторически и социально значимое.

-3

Этот самый Лёкен в 1759 году (что, напомню, было за 30 лет до самой революции) взял, да и убрал из зала тогдашние VIP-места. То есть скамьи, где располагались представители дворянства. Дескать, пред ликами театральных муз, все равны. Наверное, сегодня бы это назвали демократизацией, но тогда это было нечто сродни пощечине власти. Власть эту, правда, спустя несколько десятилетий вообще запинают под демократическими лозунгами. И тоже весьма театрально.

Потом, уже В 1782 году, Людовику XVI стали настойчиво предлагать поставить пьесу Бомарше «Женитьба Фигаро» в придворном театре. Предлагали, само собой, такие же аристократы. Дело в том, что любимец Петросяна, Пьер-Огюстен Бомарше, сразу после завершения пьесы начал ее раскручивать и читать по различным салонам для публики, жаждущей изысканных драматургических удовольствий. Пьеса имела успех, стала широко известной, но пока что в узких кругах. Процент дворянства все-таки...

Пьер-Огюстен Бомарше
Пьер-Огюстен Бомарше

Говорят, что монарх, который до этого с текстом ознакомлен не был, прочитав, тут же воскликнул: "Сначала нужно будет разрушить Бастилию — иначе было бы опасной непоследовательностью допустить представление этой пьесы. Этот человек издевается над всем, что должно уважать в государстве!"
Предварительную цензуру пьеса, что характерно, прошла, но вот король наложил на нее свое вето.

Тогда для проталкивания постановки Бомарше решился на маленькое ухищрение: изменил место действия с Франции на Испанию: дескать, ну это же не про нас, а про них, бестолочей. Король вроде бы собрался дать отмашку, но потом либо сам догадался, либо подсказал кто, что это развод чистой воды и всем все ясно, как божий день. И вновь запретил ее.

Людовик XVI
Людовик XVI

Но внезапно поднявшееся бурление говн среди алчущих и страждущих постановки резонансного произведения заставило короля снова передумать и потерять лицо. Эх, Людовик, ты повел себя непоследовательно… Кто ты после этого?

В общем, Бомарше своей уловкой с пьесой в некотором роде прогнул под себя монарха. Постановка прошла с успехом. Аристократия, в предвкушении гильотины, гомерически ржала над своими театральными воплощениями, демонстрирующими их никчемность и убогость. А потом "Женитьбу" прокатили и по другим театрам. И тоже со взрывом оваций. А еще через пять лет пала Бастилия. Вот так-то бывает, когда нарушаешь последовательность действий...

-6

Пройдет всего 4 месяца и театральный Париж будет взволнован еще одной постановкой "Комеди Франсез" - трагедией "Карл IX". Пьеса, как можно догадаться, посвящена событиям Варфоломеевской ночи. Роль монарха исполнил один из лучших драматических актеров той эпохи - Франсуа-Жозеф Тальма. Он первым заглянул в душу короля, показал всю ту противоречивую борьбу внутри него. Кульминацией пьесы является сцена исступленно-припадочного отстрела гугенотов с балкона Лувра. Эффект был шокирующим, аналогия навязчивой. Зрители выпадали в осадок.
Мирабо, присутствовавший на одном из спектаклей, первым сдвинул ладони, и остальной театр, как по команде, буквально взорвался от аплодисментов. Дантон позднее скажет: "Если "Фигаро" убил знать, "Карл IX" убьет монархию!"

-7

Насчет прямого убийства — не знаю, вряд ли. Но всяком случае "Карл IX" (Каааарл, Карл!) уж точно поспособствовал формированию взглядов некоторых видных политиков.

21 января 1793 года был дан завершающий спектакль цикла, который можно было бы сделать очень кассовым. Декорации минималистичны: эшафот, стоящий недалеко от Елисейских полей, на площади Революции. Жанр - трагедия. Рабочее название - "Казнь гражданина Луи Капета". В главной роли - бывший король Людовик XVI. Действо настолько популярное, что в тот день бывший "Комеди Франсез" остался без зрителей. В его кассе был продан всего один билет.

-8

P.S. лично я не думаю, что театр инициировал заварушку. Хороший театр (если он действительно хороший) собирает и выражает актуальные настроения общества в ярких формах и образах, дает зрителю понимание "А ведь я не один так думаю". Театр - зеркало общества. А чего на зеркало пенять, коли рожа крива?

Нравятся наши перлы - ставь лайк, подписывайся) Еще у нас есть паблик в ВК - https://vk.com/netip_ist. Там еще больше, нетипичней и разнообразней