История первого в России рекламного VIP-тура
236 ЛЕТ НАЗАД СТАРАНИЯМИ МОГУЩЕСТВЕННОГО ФАВОРИТА ЕКАТЕРИНЫ II КНЯЗЯ ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ПОТЁМКИНА ОСМАНСКИЙ НЕКОГДА КРЫМ БЫЛ ПРИСОЕДИНЁН К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. А ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ГОДА ПОСЛЕ ЭТОГО СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ОРГАНИЗОВАЛ ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ ПОЛУГОДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. ПО СУТИ, ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ МАСШТАБНЫЙ ИНФОТУР – ПРЕКРАСНЫЙ СЮЖЕТ ДЛЯ РАЗБОРА В ЖУРНАЛЕ «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. ИСТОРИИ ТУРИЗМА».
За компанию с императрицей
Екатерина и раньше совершала аудиторские выезды в провинции – достаточно вспомнить месячный круиз по Волге 1767 года или турне 1780 года (Псков, Полоцк, Могилёв, Смоленск, Новгород), но крымская поездка по масштабам и продолжительности поставила рекорд не только в России, но, пожалуй, и во всём мире. Кстати, идею самолично посетить Крым Екатерине подкинул её друг Иосиф II, император Священной Римской империи, – случилось это как раз в 1780-м в Могилёве, где они пересекались по делам государственным. Более того, в крымском туре он и сам составил императрице компанию, приехав в Россию инкогнито.
Но если предыдущие свои путешествия Екатерина устраивала скорее с намерением сопоставить положение дел на местах с рапортами чиновников, а также изучить человеческий капитал, то крымский вояж имел совершенно другие цели, характер и значение.
Вы только вдумайтесь: идея посещения Тавриды возникла, когда Крым ещё даже не был нашим – так, протекторат, не более. Манифест о присоединении был оглашён в 1783 году. Ещё около года ушло на то, чтобы наладить в Таврической области имперское управление. И только после этого стала возможна подготовка к визиту императрицы.
Скидка для государыни
Экономика полуострова находилась в упадке после русско-турецких войн и переселения Суворовым крымских христиан в степи Новороссии и на Кубань (да-да, вы правильно поняли: это была спланированная экономическая диверсия, после которой Крым сам упал в руки Российской империи). Ну а после присоединения к России и татары в массовом порядке стали просить политического убежища в Малой Азии и на Балканах. Так что теперь в Крым требовалось завезти новое население, основать и развить новые города, возвести дворцы, разбить сады и парки, проложить дороги, выстроить многоплановое хозяйство. А главное – наладить оборону, ведь коварный турок не дремал.
Всё это удалось осуществить в последующие три года. Конечно, не в полном объёме, но, тем не менее, к маю 1787 года Екатерине уже было на что посмотреть. Разумеется, все поездки императрицы по стране были обставлены с помпой и сопровождались банкетами, фуршетами, фейерверками, балами, торжественными молебнами, парадами и прочими развлекательными мероприятиями, как говорится, с блек-джеком и… ну, вы в курсе. Но крымское путешествие организаторы готовили особенным образом, и весь процесс подготовки занял порядка двух с половиной лет. Отправной точкой принято считать приказ светлейшего князя Г. А. Потёмкина от 1784 года «О приготовлении на различных станциях известного числа лошадей, о местах, где во время путешествия будут обеденные столы, о дворцах, которые должны строиться по присланному рисунку, о квартирах в городах для свиты».
Смета составила 19 млн руб., причём организатор тура – князь Потёмкин – сделал заказчику скидку в 21 %, оплатив 4 млн из своего кармана. Таким образом, из казны было потрачено всего 15 млн руб., что по нынешнему курсу превышает 8 млрд руб. (122 млн долларов). За эти деньги, например, сейчас можно купить «Боинг-737», а в те годы можно было приобрести 12 тыс. домов с участками в Китай-городе или 160 тыс. крепостных.
Впрочем, один «Боинг» смог бы вместить лишь высокопоставленных участников крымского тура – саму императрицу с придворными и приглашённых иностранных гостей – в общей сложности около 200 человек. Многочисленный стафф и охрана – порядка 2800 человек – потребовали бы ещё 14 лайнеров. И пара грузовых бортов понадобилась бы для перевозки багажа.
В действительности для совершения шестимесячного путешествия оказалось достаточно 124 саней с кибитками, часть из которых легко «переобувалась» на колёса, 14 карет плюс 40 запасных саней; на ямах по пути кортежа было подготовлено до 600 саврасок, бьющих копытами и пускающих ноздрями пар, а за всю поездку использовали более 10 тыс. лошадей. В огромную, роскошную, с бархатом и стразами императорскую карету на 12 пассажиров, где с Екатериной II ехали некоторые приближённые члены двора и иностранные дипломаты, а также прислуга, было впряжено аж 40 лошадей. По сути, это был целый железнодорожный вагон. А вся процессия растягивалась более чем на километр. Можно было бы, конечно, поехать и по железной дороге, и быстрее б вышло, но вот беда – прокладывать рельсовые магистрали в России начали только при внуке Екатерины, Николае I.
На руках у туристов имелись копии путеводителя «Путешествие ея Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году». Брошюра описывала весь маршрут, а также историю, природные богатства и экономическое состояние территорий, по которым он был проложен.
Кроме сухопутной части поездки, предполагалось также передвижение на плавсредствах по Днепру от Киева до Екатеринослава (ныне г. Днепр). Для этой цели предназначалось 80 галер с гребцами и ансамблями народной самодеятельности. Впрочем, не совсем понятно, зачем понадобился этот водный участок пути, ведь ради него императрице со всей свитой пришлось три месяца в Киеве ждать вскрытия Днепра из-подо льда, причём Киев ей не приглянулся и в письмах она жаловалась, что, в отличие от потёмкинских губерний, в Малороссии города мерзки, в них ничего не делается и повсюду царят недоимки и коррупция.
Возможно, Потёмкин специально задумал эту проволочку – или для устранения каких-то недочётов в Крыму, или же для того, чтобы довести до ума грандиозный сюрприз, который он готовил для Екатерины в Инкермане. Заодно задержка давала князю возможность выгодным образом представить вверенную ему Новороссию на фоне запущенных малороссийских губерний графа Румянцева-Задунайского и тем самым «обскакать» своего давнего соперника в придворных играх.
Как бы то ни было, но, выехав из Царского Села почти сразу после встречи нового, 1787 года, императорский кортеж, миновав Великие Луки, Смоленск, Чернигов, Киев, Кременчуг, Екатеринослав и Херсон, 19 мая прибыл к Перекопу – воротам Крымского полуострова. Отсюда начиналась та часть маршрута, ради которой затевалась поездка.
Кто в VIP-группе
Очевидно, что Екатерина ехала в Крым не только полюбоваться на природные красоты и подышать целебным воздухом. Прежде всего она стремилась продемонстрировать величие России мировому сообществу. Именно по этой причине она пригласила с собой не только Иосифа II, но и ряд представителей других европейских держав. В VIP-тургруппу входили видные дипломаты, военные и политические деятели, например английский посол Фицгерберт, австрийский посол Кобенцль, французский принц Нассау, а также известные блогеры того времени: австрийский фельдмаршал де Линь, французский посол де Сегюр, немецкий врач Дримпельман. Последние опубликовали в Европе подробные записки о триумфальном путешествии российской императрицы в Крым.
При въезде на полуостров кортеж был встречен отрядом вооружённых и богато одетых татарских всадников; в дальнейшем по личной просьбе Екатерины они сопровождали её на протяжении всего времени нахождения в Крыму.
Вечером 20 мая императрица со своей многочисленной свитой уже была в Бахчисарае – бывшей столице Крыма – и разместилась в ханском дворце, уменьшенной копии Топкапы в Стамбуле. При въезде в город имел место досадный инцидент. Тяжёлая карета должна была съехать по крутому спуску между скал, лошади не выдержали нагрузки и понесли, карета, того и гляди, могла завалиться набок, и даже татарским всадникам не удалось сдержать лошадей. Но всё закончилось благополучно: «Лошади, счастливо проехав по камням, при въезде в одну улицу остановились разом, так что некоторые из них упали». Карета при этом, к счастью, не перевернулась – её подпёрли собой татары; здоровью и настроению императрицы ничто не угрожало.
Посещение Бахчисарая имело особое значение, ведь теперь бывшая вражеская столица лежала у ног венценосной путешественницы. Потёмкин просто обязан был устроить здесь феерию. Он приказал «всячески стараться прибрать Бахчисарай наилучшим образом, подправить в оном крыши на домах, а трубы подбелить, изготовить сколько можно больше плошек для освещения города ночью, большую улицу застроить хорошими домами и лавками». При въезде в город была возведена триумфальная арка. А вечером все дома, склоны окрестных гор и скалы осветились мириадами огней, и Бахчисарай превратился в сказочный город из «Тысячи и одной ночи». Екатерина провела в Бахчисарае пять дней. По словам де Сегюра, «удовольствие отражалось во всех чертах лица её: она наслаждалась гордостью государыни, женщины и христианки при мысли, что заняла трон ханов, которые некогда были владыками России и ещё незадолго до своей гибели вторгались в русские области, препятствовали торговле, опустошали вновь завоёванные земли и мешали утверждению русской власти в этих краях».
Триумфальная феерия
Следующим пунктом программы стал Инкерман, ныне входящий в состав Севастополя. Здесь был устроен грандиозный обед в особняке над Севастопольской (Ахтиарской) бухтой. Во время трапезы, сопровождавшейся расслабляющим лаунжем в стиле сборников Cafe del Mar, вдруг распахнулись двери балкона, и взглядам собравшихся открылась величественная панорама залива и города на его берегах. Тут-то и поджидал императрицу подготовленный Потёмкиным сюрприз: в заливе на рейде в боевом порядке стоял свежий, только что построенный грозный Черноморский флот в составе трёх линейных кораблей, 12 фрегатов, 20 корветов и бригов, трёх бомбардирских лодок и двух брандеров.
То есть вот так, с нуля, князь взял и отгрохал целый флот, пока императрица со свитой ждала у речки погоды. Нет, естественно, корабли строились и вооружались в течение пары лет силами всей Российской империи: суда собирались на Воронежской верфи и на Днепре в Белоруссии, которая также поставляла канаты, парусину и сукно для обмундирования; корабельные орудия производились на заводах Урала и Тулы, из разных губерний в Севастополь помимо морских команд было направлено несколько сот рабочих.
Но такое явление флота пред очи государыни, под грохот приветственной канонады, на фоне живописной Ахтиарской бухты оказалось для всех неожиданностью. Иностранные гости были поражены.
После обеда и осмотра флота Екатерина со свитой отправилась в недавно основанный Потёмкиным Севастополь, где на тот момент уже были возведены городские укрепления, адмиралтейство, склады, госпиталь, верфи, пристани, 400 домов. Всё это придавало Севастополю «вид довольно значительного города». Сопровождавший Екатерину Иосиф II отозвался о порте как о лучшем в мире; равно восхитил его и сам город, которому он посулил великое будущее.
На следующий день Потёмкин организовал поездку в Балаклаву, с её низкими домиками, узкими мощёными улочками, изумрудными садами и эффектными руинами крепости. Здесь князь подготовил для императрицы ещё одно шоу, на этот раз костюмированное. Жёны и дочери офицеров греческого батальона Балаклавы оделись в специально пошитую военную форму и предстали перед императрицей в виде роты мифических воительниц – амазонок. Это представление весьма умилило Екатерину, и она пожаловала каждой из сотни женщин по 100 руб.
26 мая императорский кортеж покинул Бахчисарай и прибыл в Симферополь, который Екатерина повелела сделать административным центром Тавриды. Экскурсанты провели в городе один день, но Екатерина успела причаститься здесь радостей агротуризма и самолично посадила рядом с путевым дворцом три шелковицы.
Из Симферополя процессия двинулась в Карасубазар (современный Белогорск). Как заметил де Сегюр, в городке не было ни замечательных зданий, ни древних романтичных руин, но трудами князя Потёмкина этой местности был придан новый импульс к развитию. Во-первых, была построена прекрасная широкая дорога; во-вторых, по приказу Григория Александровича на берегах реки Карасу разбили обширный английский сад с фонтанами и водопадами, в центре которого возвели изящнейший дворец, облицованный розовым мрамором. Светлейший и здесь постарался удивить государыню: «Когда вечером Екатерина вышла из дворца… все пригорки на 10 вёрст кругом вспыхнули тремя рядами разноцветных огней. Посреди этого горящего круга возвышалась конусообразная гора, на которой яркими чертами блистал вензель императрицы. Из вершины горы вспыхнул прекрасный фейерверк, завершённый взрывом 300 тыс. ракет», – вспоминает неутомимый блогер де Сегюр.
Из Карасубазара кортеж отправился дальше на восток. Екатерина хотела посмотреть «наши российские Помпеи», как в те годы называли Феодосию, так как после штурма князем Долгоруковым в русско-турецкой войне 1768-1774 годов практически весь город лежал в руинах.
Императрица осмотрела Феодосию и посетила бывший ханский монетный двор, где в память о беспрецедентном путешествии было выбито две медали с профилем императрицы на одной стороне и картой путешествия – на другой. Вокруг карты тянулась надпись «Путь на пользу». Потёмкин подарил эти медали Екатерине II и Иосифу II.
Феодосия стала финальной точкой маршрута этого удивительного фам-трипа. Государственные дела требовали безотлагательного возвращения в столицу, поэтому императрица села в карету и убыла в Санкт-Петербург.
Путешествие от начала и до конца было проведено на высочайшем организационно-техническом уровне, какой только был возможен в XVIII веке. По сути, это был первый настоящий информационно-ознакомительный тур для VIP-персон в истории России, который заложил основу для последующего развития Крыма как всероссийского курорта.
Автор: Сергей Чумичёв