Найти в Дзене
малоизвестное интересное

Новый закон эволюции - нет тела, нет …

Оглавление

Мир всё же не галлюцинация, иначе Homo sapiens не стал бы сверх-умным

Взаимосвязь между взаимозависимыми взаимодействиями, поведенческой сложностью и внутренней сложностью. [A] Взаимозависимость возрастает с ростом внутренней сложности. [B] Взаимозависимости препятствует большая сложность поведения. 
Таким образом, взаимозависимое взаимодействие осуществляется путем компромисса внутренней и поведенческой сложности. Источник: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.00540/full#supplementary-material
Взаимосвязь между взаимозависимыми взаимодействиями, поведенческой сложностью и внутренней сложностью. [A] Взаимозависимость возрастает с ростом внутренней сложности. [B] Взаимозависимости препятствует большая сложность поведения.  Таким образом, взаимозависимое взаимодействие осуществляется путем компромисса внутренней и поведенческой сложности. Источник: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.00540/full#supplementary-material

Среди многих продвинутых умов, от классных писателей и сценаристов до знаменитых ученых и визионеров, популярна гипотеза «мира-галлюцинации». И действительно, до самого последнего времени считалось, 

что в своей основе наша психическая жизнь совсем не зависит от других людей, и потому для нас не было бы никакой разницы, даже если бы все другие люди были просто галлюцинациями нашего «мозга в колбе».

Но если это так, то роль социального взаимодействия просто не была бы значимой в эволюции рода Homo.

Согласитесь, это довольно нелепо, — серьезно относиться к последствиям нашего взаимодействия с собственными галлюцинациями. Всё равно как планировать жизнь на основе анализа собственных снов.

И тем ни менее, 

современная наука уверенно относит социальные взаимодействия, порождаемые социальными вызовами, к одному из ключевых факторов когнитивной эволюции.
Экологическая и социальная гипотезы эволюции мозга основаны на четырёх типах вызовов, каждый из которых запускает специфический эволюционный процесс. Источник: https://doi.org/10.1038/s41586-018-0127-x
Экологическая и социальная гипотезы эволюции мозга основаны на четырёх типах вызовов, каждый из которых запускает специфический эволюционный процесс. Источник: https://doi.org/10.1038/s41586-018-0127-x

Нарастающий как снежный ком корпус междисциплинарных исследований по теме эволюции мозга показывает : 

социальные взаимодействия — один из ключевых факторов эволюции рода человеческого, оказавший решающее влияние на превращение животного в человека.

Споры вокруг степени и характера влияния социального взаимодействия на человека идут нешуточные. Но до последнего времени все упиралось в абсолютную умозрительность двух полярных гипотез. 

Эти гипотезы:

  • «мира-галлюцинации», в котором роль социального взаимодействия близка к нулю,
  • и социального взаимодействия, как одного из основных механизмов формирования интеллекта и разума, — 

обосновывались либо умозрительными логико-философскими конструкциями, либо абстрактными математическими формулами, как обычно, допускающими великое множество физических трактовок и потому ничего конкретного, в контексте спора полярных гипотез, не доказывающих.

Итогом был тупик недоказуемости, прибывая в котором большинство исследователей придерживались компромиссной точки зрения — 

взаимодействие с другими может иметь значение, но только опосредованное. 

Например, служа источником дополнительной информации, оказывая причинное влияние или предоставляя возможность для более социально ориентированного способа познания.

И вот, наконец, реальный практический прорыв.

Исследовательской группе под руководством Тома Фроуза из Института прикладной математики и системных исследований Мексики удалось впервые экспериментально показать — 

социальное взаимодействие само по себе может быть фактором индивидуального познания, трансформируя и увеличивая индивидуальные способности агентов.
Том Фроуз - ведущий исследователь кафедры информатики в Институте прикладной математики и системных исследований Национального автономного университета Мексики, участник междисциплинарного Центра сложных наук (C3), координатор 4E Cognition Group и гл. редактор Adaptive Behavior
Том Фроуз - ведущий исследователь кафедры информатики в Институте прикладной математики и системных исследований Национального автономного университета Мексики, участник междисциплинарного Центра сложных наук (C3), координатор 4E Cognition Group и гл. редактор Adaptive Behavior

Традиционно когнитивная наука интерпретировала все формы поведения, как результат внутренней нейронной активности. Однако, в последние годы все более важной для понимания поведения становилась роль обратной связи от взаимодействия между агентом и его средой. Авторы нового исследования акцентировали внимание на той роли, которую социальное взаимодействие играет в поведенческой и нервной деятельности взаимодействующих людей.

Целью исследования стало получение экспериментального ответа на следующий вопрос.

Является ли социальное взаимодействие:
 — просто генератором сложных входных данных для индивида?
или
 — оно само по себе способно увеличить нейронную сложность индивида?

Использовав агентное моделирование авторы показали, следующее:

  • помещение агентов в интерактивный контекст трансформирует их нервную и поведенческую динамику;
  • определенные формы взаимодействия ведут к увеличению нейронной сложности агентов.

Результаты моделирования подтвердили доселе гипотетическую концепцию эмерджентности воплощенных агентов (т.е. агентов, интеллект которых не исчерпывается вычислениями, а возникает в результате сенсомоторной координации мозга, тела и окружающей среды):

поведение воплощенных агентов при диадическом взаимодействии в реальном времени не может быть полностью понято при изучении их мозга в изоляции.

В использованной авторами имитационной модели нейронная сложность агента может возрастать, превышая предел изначально заданных для него степеней свободы. Моделирование показало, что подобное происходит, когда агент взаимодействует со сложной средой, и особенно, когда он координирует свое поведение с другим воплощенным агентом. Анализ показал, что это увеличение связано не только с активацией скрытой внутренней сложности. Взаимодействие позволяет нейронной активности агента увеличивать ее сложность до такой степени, которая в принципе была бы невозможно для изолированного агента.

Этот вывод свидетельствует о том, что энактивистский подход к социальному познанию находится на правильном пути:

 — динамической основой поведения агента в ходе взаимодействия с другим агентом в реальном времени становится вся система мозг-тело-среда-тело-мозг;
 — при этом мозг каждого агента является лишь одним из важных компонентов, чья нейронная активность становится проекцией всеобъемлющего процесса взаимодействия.

Резюме

Вот и получается, что мир всё же не галлюцинация. Иначе, Homo не эволюционировал бы до уникального сверх-умного вида.

Этим он, в первую очередь, обязан перманентному процессу социальных взаимодействий, в ходе которых за миллионы лет эволюции трансформировались его нервная и поведенческая динамика, что и привело к увеличению нейронной сложности этого уникального когнитивного агента.

И следовательно, для неограниченного развития нейронной сложности в ходе эволюции рода Homo, нашим предкам были нужны «другие», в ходе социальных взаимодействий с которыми росла нейронная сложность их мозга.

Этими «другими» не могли быть собственные галлюцинации Homo, просто по причине их невоплощенности — отсутствия тела, способного взаимодействовать со средой и другими агентами.

Истина оказалась столь же проста и фундаментальна, как в неписаном законе следователей — нет тела, нет дела.

Только у эволюции Homo этот закон звучит чуть иначе — нет тела, нет возможности превзойти заданный предел когнитивной сложности.

Подробней см. «Embodied Dyadic Interaction Increases Complexity of Neural Dynamics: A Minimal Agent-Based Simulation Model» с приложениями.

P.S. Поскольку энактивистский подход — штука сложная и мало где у нас описанная, напомню хотя бы его ключевые положения.

Энактивизм — это новейшее концептуальное порождение современной когнитивной науки и эпистемологии, в котором сплетено множество различных пересекающихся смыслов, касающихся природы активного познающего существа (когнитивного агента).

Энактивизм — это выход за пределы:

  • дихотомии субъекта и объекта;
  • дихотомии тела и ума;
  • дихотомии живого организма и познаваемой и осваиваемой им среды;
  • различения познания и жизни;
  • различения реального и виртуального, физического и эндофизического (того, что идет от субъекта).

Субъект и объект, тело и разум, организм и среда, жизнь и познание, реальное и виртуальное — все эти пять пар понятий находятся во взаимной циклической детерминации, обусловливают друг друга, составляют единый процесс, в который втянуты всякий раз обе стороны.

Подробней см. Князева Е.Н. — «Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии»

________________________________

Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Яндекс Дзен;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь

Наука
7 млн интересуются