Вчера Дональд Трамп признал Голанские высоты частью Израиля. Это решение поддержала только одна страна в мире – Израиль. Её Премьер-министр заявил, что "у нас никогда не было лучшего друга, чем президент Трамп". Почему же Президент США подарил то, что ему не принадлежит?
Почему произошло?
Во-первых, Трамп желает поддержать своего доброго друга и надежного партнёра Биньямина Нетаньяху перед выборами 9 апреля. Дела у партии «Ликуд» идут не блестяще, и такой предвыборный разогрев электората может сыграть решающую роль
Во-вторых, Голанские высоты юридически принадлежат Сирии, где планы США по свержению Башара Асада не были реализованы. Осталась горечь разочарования, и лишний раз досадить Асаду – мелочь, а приятно.
В-третьих, большую роль в принятии решения играет еврейское лобби в Вашингтоне и даже в самом Белом доме. В частности, зять Трампа Джаред Кушнер, по совместительству Старший советник Президента США – из семьи ортодоксальных иудеев, а дочь Иванка перед свадьбой также приняла иудаизм.
В-четвертых, Трамп в очередной раз публично демонстрирует пренебрежение международным правом, что ему, видимо, приятно. Он превращает мировую политику в игру без правил, в Дикий Запад, где кто сильнее – тот и прав. Такая игра близка и понятна «акуле бизнеса» со стажем.
Хорошо или плохо?
На первый взгляд, конечно плохо. США растоптали не только международное право, но и свои собственные решения. Ведь резолюция Совбеза ООН 497 от 17 декабря 1981 года, осуждающая аннексию Голанских высот Израилем, была принята единогласно, то есть и Соединенными Штатами тоже, причем при республиканском президенте Рональде Рейгане.
С другой стороны, есть и положительный момент. Если предыдущие односторонние признания Трампа – Иерусалима столицей Израиля или Гуайдо Президентом Венесуэлы, - находили хоть какую-то группу поддержки, в этот раз США остались в одиночестве. Даже верные англосаксонские союзники по НАТО – Канада и Великобритания, - выразили несогласие. Что уж говорить о странах арабского мира – все они однозначно осудили этот шаг. Так, например, Президент Ливана Мишель Аун, прибывший сегодня в Москву, подчеркнул на переговорах с В.В. Путиным, что «это подрывает все основы и правила ООН» и «создаёт особое беспокойство у тех стран, которые находятся в непосредственной близости от Израиля».
Итог. Для Голанских высот с признанием Трампа ничего не изменилось. Как захватил их Израиль в 1967 году, так и продолжает удерживать уже более полувека. Там ведь находится Тивериадское озеро (оно же Генисаретское, оно же Галилейское море), критически важное для водоснабжения Израиля. Да и с точки зрения безопасности эти высоты весьма значимы.
Гораздо любопытней наметившийся логический парадокс. Как теперь американцам говорить о незаконной аннексии Крыма, где не было войны и крови, когда признана аннексия Голан, взятых с боем? А их жители, в отличие от крымчан, не голосовали на референдуме о воссоединении с Израилем? Впрочем, американцам не привыкать к двойным стандартам. Опять, как в случае с Косово, заявят, что это уникальный случай, а не прецедент...