Найти тему
НУАР-NOIR

Ворон стилистического мрака

Нуар и птица, воспетая Эдгаром Алланом По

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!

День добрый, дорогие друзья! С вами вновь историк и специалист по ретрокультуре Андрей Васильченко. В данном случае я выступаю как автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара», которая неожиданно для меня самого стала культурологическим бестселлером. На этом канале мы рассматриваем разные аспекты нуара, которые не были отражены в упомянутой выше книге.

После того, как основу сюжетной линии сериала «Последователи» было положено творчество Э.А. По, а самого этого американского поэта несколько позже сделали одним из персонажей другой нуарного сериала «Видоизменённый углерод», стало очевидно, что создателя «Убийство на улице Морг» надо относить все-таки не готике, а провозвестниками нуара. Так сказать, пора возвысить его как одного из отцов-основателей нуара (наряду с Достоевским, кстати). Однако сегодня наш будет интересовать онюдь не все творчество По, а лишь один из его ярких и в то же самое время мрачных символов, а именно нуар-птица – ворон. В Европе, которая в итоге все-таки стояла невольно у истоков американской культуры, ворон всё-таки пугающая птица. Во-первых, он, наверное, самое черное (noir) порождение матери-природы. Во-вторых, у главного героя одного из первых нуаров «Оружие по найму» (1942) была как раз «ворон» (в исполнении Аллана Лэдда)

-2

Это отмечали во все эпохи. Однако если кого-то пугало, что кого-то восхищало. Древние жители Северной Европы видели в этом цвете символ мудрости. Не случайно ворон (даже два) это спутники бога Одина. Хотя было и тех же скандинавов, и негативное прочтение черного цвета. Обычно это происходило при резко соседстве со белым. Именно такое сочетание цветов характерно для нуара, где картина рисуется яркими пятнами, выхватывающими объект из непроглядной тьмы. Однако это не соседством черного и белого, это близость темной смерти и белесого тумана, что отражается в облики богини ночи Нотг. Аналогичное мы можем видеть во внешнем виде богини Хель, которая была повелительницей мертвых.

-3

Но вернемся к ворону. Птицы, что были в окружении Одина именовались «мыслью» и «памятью». Если мы поострим на нуар, то многие герои в нём тяготятся своим прошлым. Иногда они и вовсе теряют свою память и мучительно пытаются её восстановить. Однако при этом один сам может принимать вид ворона, чтобы в облике птицы убивать прогневавших его людей. То есть чёрная птица, это и символ мучительной мысли, и символ воздаяния. По этой причине изображения ворона служили оберегами, которые, как правило, использовались европейскими войнами.

В то же самое время для благоверных христиан ворон является существом почти инфернальным, так как птица питается мертвечиной. В этом есть даже библейское обоснование, что ворон, выпущенный Ноем из ковчега не приносит новость об уходе «потопной воды», приступает к поглощению падали. В данном случае ворон противопоставлен голубю. С «дурной вестью» связана и античная легенда, в которой ворон доносит Аполлону об изм6не его возлюбленной. Как мыв помним, что делали с гонцом, приносящим дурную весть. В данном случае из белого сделали черным.

-4

И опять мы приходит к тому, что черный в контексте нуара является символам тяжкого познания, знаний, которые тяготят. Ворон является этому ярким подтверждением. Не удивительно, что многие гадания использовали «знания» относительно манеры полета ворона, его движений. То есть черная птица была частью мистической практики.

На этом не прекращаем нашем путешествие по черному цвету (в контексте нуара). Поэтому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко