«Не стригите свои власы русые,
власы разные, да с сединами,
ибо мудрость Божию не постигните
и здоровье потеряете»
(заповеди Бога Сварога)
У наших древних Родичей, было особое, почитаемое отношение к своим волосам, дарованным им богами и приРОДой. Знания об этом пришли к нам с глубокой древности. Они служили не только «украшением» или обязательным красивым атрибутом для человека, а являлись продолжением нервной системы, своеобразными антеннами, которые принимали-передавали информацию из космоса и являлись её хранилищем, связующим звеном с первопредками.
И так, волосы – название, как полагают некоторые, связано с именем Славянского бога Велес (или Волос). Велес (Волос), был богом мудрости, покровителем людей, занимающихся магией, творчеством, так же и волосы в мифологии древних Славян были вместилищем знаний и человеческой мудрости. От этого и название растительного покрова на голове, было созвучно с именем Бога Велеса.
Волосы так же называют космами, что подчеркивают их связь с вселенной, мирозданием, космосом.
По современному представлению людей, длинные волосы только мешали Славянскому мужчине, доставляли неудобства и в быту, и в воинском деле, что само по себе не верно. При выполнении своего воинского долга – Славянские мужчины прятали их под шлемы, в быту, например, при вспахивании земли, перевязывали их тесьмой.
Символом мужской силы, зрелости, предметом особой гордости у Славянских мужчин была так же и борода. Бо-Рода – значит богатство Рода. Не зря самые зажиточные и уважаемые люди, носили большие покладистые бороды. Насильственное лишение мужчины бороды, считалось величайшим оскорблением последнего и всего его Рода. Летописи знают не мало случаев, когда из-за такого оскорбления, разгорались настоящие войны, а если подпалить бороду посланнику – то это уже объявление войны.
Мужчин зрелого возраста, которые не носили бороды – называли женоликими, и старались не иметь с ним ни каких дел, так как их образ не вызывал доверия.
В библейской легенде о еврейском юноше Самсоне и филистимлянке Далиле, повествуется о том, что рожденный у бесплодной женщины мальчик Самсон, был послан богом для спасения еврейского народа от ига филистимлян. По иронии судьбы, повзрослев он влюбился в прекрасную девушку Далилу, которая была филистимлянкой. Родители предупреждали его о возможном плохом развитии ситуации в отношениях с Далилой, но любовь слепа. Самсон обладал огромной физической силой, что не раз помогало ему в жизни, враги не могли его одолеть. Узнав о любви Далилы к Самсону, враги подкупили ее, она выведала секрет его физической силы, остригла его волосы, а его самого сдала филистимлянам. Ослабевшего Самсона враги ослепили и бросили в темницу в одном из их домов, не учтя то, что волосы имеют свойство отрастать. И вот в один из дней, когда сила вместе с отращенными волосами стала возвращаться к нему, враги устроили в доме праздник, во время которого пылавшей жаждой мести Самсон обрушил стены и потолок дома на головы своих врагов, но погиб вместе с ними.
В 1698 году царь и великий государь всея Руси Петр первый, издал Указ, «Указ о ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», который начинал действовать со следующего года. Дабы показать серьезность своих намерений, он, не дожидаясь даты вступления Указа в силу, своими собственными руками остриг бороду первому генералиссимусу Руси, боярину Алексею Семеновичу Шеину, князю-кесарю Федору Юрьевичу Ромадановскому. А во время празднования нового года, в день вступления указа в силу, приглашенным гостям отрезал бороды царский шут. Привилегию носить бороду он оставил московскому губернатору Тихону Никитичу Стрешневу, князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому и еще нескольким уважаемым им лицам. Разрешалось носить бороды мужикам в деревнях, но по приезду в город, на заставах с них взымалась определенная подать. Кто не захотел расставаться с богатством Рода, должны были платить налог: купцы - по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Тем, кто уплатил, выдавался своеобразный отличительный знак, который в простонародье называли «бородовый».
Историки расходятся во мнениях, зачем Петру первому было так издеваться над собственным народом. По одной из версий – казна была пуста, и чтобы как-то компенсировать дефицит бюджета и был придуман этот налог, наряду с другими, не менее нелепыми. По другой версии – он издал этот Указ под влиянием моды в «цивилизованной» Европе, по которой он тайно путешествовал 1,5 года, и в которой втихомолку посмеивались над нашим придворным людом.
У наших Славянских женщин, так же, как и у мужчин было особое отношение к своим волосам. В детском возрасте, они не заплетали кос, носили распущенные волоса, которые для удобства, на челе перевязывали лентой или придерживали обручем, изготовленным из бересты или из дерева. Взрослев, девушки заплетали себе одну косу, состоящею из трех скруток волос, символизирующих единство трех миров Прави, Яви и Нави. Располагался коса-девичья краса над позвоночным столбом, через нее Родные Боги наполняли девушку жизненной энергией, готовили ее к материнству.
После замужества, девушка уже не в полной мере принадлежала себе, и поэтому заплетала две косы, разделяя поступающею жизненную энергию между собой и своим будущим любимым чадом. В период беременности, стричь волосы до появления ребенка было недопустимым, так как можно было отобрать жизненные силы у растущего в чреве ребенка.
Расчесывание волос было своеобразным магическим обрядом. Во время его проведения, можно было как бы прикоснуться к жизненной силе человека, поэтому девушка позволяла распускать свои волосы и расчесывать их только человеку, которому она безгранично доверяла, своему суженому или супругу. От сюда пошло и выражение распутница или распущенная девка, это та, которая распустила волосы перед посторонними людьми. Деткам, которые сами не могли себе делать это, ввиду своего возраста, волосы расчесывали только родители.
Славяне содержали свои волосы в чистоте, считалось что если волосы чистые, то и помыслы у этого человека чистые. Не случайно, разбойников и каких-нибудь лихих людей, изображали всклокоченными, взъерошенными, с мусором в сальных и грязных волосах.
До наших дней дошли многие из древних поверий, связанные с волосами. Например, считается что остриженные волосы нельзя выбрасывать, так как их может найти птица и использовать при построении своего гнезда. Из-за этого у человека может болеть голова, пока в гнезде не вылупятся птенцы и не улетят из него. Жене нельзя стричь волосы своему мужу, а мужу своей жене, это может привести к ссоре и материальному неблагополучию.
Выброшенные после стрижки волосы, низшие духи могли подобрать и сплести из них сеть для человеческой души. Так же было подмечено, что, если состригать волосы, когда на небе молодой месяц, они будут быстрее и гуще расти.
Слава Богам и Предкам Наша!
Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.