Российская компания S7 Space проинформировала украинский завод «Южмаш» о готовящемся расторжении контракта на поставку 12 ракет-носителей «Зенит», сообщило сегодня ночью РИА «Новости». Это означает фактический конец проекта «Морской старт» -который изначально не мог существовать без тесной кооперации российских и украинских предприятий.
Пусковой комплекс морского базирования «Морской старт» (Sea Launch) создан в начале 1990-х годов российским НПО «Энергия» (бывшее ОКБ-1 Сергея Королева), американской аэрокосмической компанией Boeing, норвежской судостроительной компанией Кvaerner и украинским ПО «Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» (Южмаш).
Авторы проекта рассчитывали, что смогут запускать ракеты с плавучей платформы, размещенной близко к экватору. Это позволило бы максимально эффективно использовать скорость вращения Земли и обойтись без крайне сложного и дорогого строительства наземных космодромов. В результате космические пуски на любые орбиты были бы ощутимо дешевле, чем у конкурентов.
Предполагалось, что норвежцы построят мобильную плавучую платформу, с которой будут стартовать ракеты «Зенит-2S» украинского производства. Российская сторона предоставляла разгонный блок ДМ-SL (третью ступень), американцы отвечали за головной блок ракеты-носителя и выступали общим координатором проекта.
В 1999-2014 гг. было осуществлено 36 запусков, из них три были аварийными и один — частично успешным.
В июне 2009 г. компания Sea Launch объявила о своем банкротстве (вместо ожидаемых пяти запусков в год в реальности получалось не более трех). После реорганизации 95% акций оказались у «Энергии», при этом участники проекта бесконечно судились друг с другом. 27 сентября 2016 г. РКК «Энергия» объявила о продаже «Морского старта» российскому холдингу S7 (бывшая авиакомпания «Сибирь»).
Ключевым условием существования проекта была тесная российско-украинская дружба: пусковой комплекс был сконструирован под ракеты «Зенит», выпускаемые только на Украине, при этом порядка 70 % комплектующих (маршевые двигатели, разгонные блоки, системы управления и пр.) поступали из России. «Южмаш» прекратил выпуск «Зенитов» еще в 2013 г. и специалисты скептически оценивали перспективы возобновления производства.
S7 вела себя довольно оптимистично, в апреле 2017 г. она подписала с «Южмашем» контракт на производство 12 ракет серии «Зенит» и даже внесла предоплату – около 30 млн долларов. Пуски обещали возобновить в декабре 2019 г.
Однако разрешение российских властей на поставку «Южмашу» комплектующих не было получено, сам завод постепенно разваливался, изготовление ракет так и не началось. Гендиректор «С7 космические транспортные системы» Сергей Сопов все реже выступал с оптимистичными заявлениями, а в феврале 2019 г. ушел в отставку.
Существующий проект замены украинских «Зенитов» российскими носителями «Союз-5» вряд ли спасет «Морской старт». Дмитрий Рогозин обещает провести первый пуск «Союза-5» в 2022 г. По сложившейся практике, этот срок будет, скорее всего, отодвинут. А к тому времени плавучий космодром просто сгниет.