Найти тему
ActivityEdu

Школьная телестудия. Личный опыт

В предыдущей статье о школьном телевидении мы подробно рассказывали, как его организовать, сколько это стоит и на что обратить особое внимание. Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с московским педагогом Светланой Лаврентьевой, которая самостоятельно организовала успешную телестудию в своей школе.

Почему вы решили организовать в школе собственную телестудию?

Я пришла работать в школу в 37 лет, после нескольких лет работы журналистом. По сути изначально меня и позвали в школу для организации школьного пресс-центра. Должность моя называлась «педагог-организатор». Выделили кабинет, стол, компьютер, принтер. На компьютере стояло программное обеспечение, входящее в бесплатный комплект для школ «Первая помощь». К моему счастью, помимо Microsoft Office, там еще были Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe Audition и Adobe Premiere CS3, хотя две последние программы в первое время не понадобились. Я прошлась по классам, пригласила желающих детей, мы собрались первый раз и начали издавать школьную газету. Периодичность – один номер в месяц. Для этой деятельности мне вполне хватало компьютера, выделенного цветного принтера, умеющего печатать на листах формата А3. Параллельно я для ребят проводила занятия по журналистике, рассказывая основы: чем отличаются разные жанры, как придумать яркий заголовок, как подготовиться к интервью, в чем секреты хорошего фоторепортажа. 

Спустя пару лет я заметила, что и мне, и детям уже довольно тесно в рамках газеты. Захотелось чего-то нового. Тогда и решили попытаться делать свои видеопрограммы. Честно сказать, ни я, ни они не умели в этой области ничего, всему учились практически с нуля, вместе, в процессе. Первые наши попытки были довольно неумелыми. Когда набили руку, стало понятно, что главный вопрос, на который надо найти ответ, – не как, а что? Школьные новости? На школьном сайте они появлялись существенно оперативнее. Репортажи со школьных мероприятий? Кому они интересны, те сами присутствовали на всех этих концертах и праздниках, а те, кого эти события не волнуют, и наши репортажи смотреть не будут. Интервью с учителями? Тут возникла другая проблема: учителя боялись быть откровенными, каждый по своей причине, но быстро стало понятно, что все подобные разговоры перед камерой получаются плоскими и формальными. Вот так, через пробы и ошибки, мы пришли к формату видеороликов, которые либо затрагивают какие-то важные социальные проблемы, либо решают образовательные или просветительские задачи. В школе наши ролики пользовались популярностью, учителя с радостью использовали их на уроках или на классных часах.

Где вы взяли оборудование для реализации идеи? Сколько это стоило и кто финансировал проект?

Первое время мы обходились моей простенькой домашней видеокамерой. Монтировали на моем рабочем компьютере, тогда-то и пригодились программы Adobe Audition и Adobe Premiere CS3. Больше из оборудования у нас не было ничего. Чуть позднее школьная администрация расщедрилась и приобрела для нас видеокамеру качеством получше. Микрофонов, хромакея и всего остального у нас не было. Так что проект получился самым что ни на есть бюджетным.

Интервью у учителя биологии

Какие сложности были? Как с ними справлялись?

Сложностей было немало: в нашей команде не было профессионального видеомонтажера, нас не поддерживала школьная администрация и прочее. Но оказалось, что  самое сложное – определиться, что же все-таки мы хотим снимать, зачем, для кого и какую цель преследуем; придумать интересное направление телесюжетов. Диктор, зачитывающий новости, – неинтересно. Как и сюжеты о мероприятиях: кому надо, там уже были, а кому не надо – и репортаж смотреть не будут. Решили, что будем брать интервью у учителей. Но это оказалось нерентабельно: чтобы снять десятиминутный ролик, готовились не одну неделю, а просмотров все равно было маловато. Однако нам хотелось не только увеличить число зрителей, но и приносить людям пользу. Потому что самореализация, сплочение нашего маленького коллектива, профориентация – это, конечно, тоже хорошо, но в первую очередь нам всем хотелось, чтобы у нашей деятельности был какой-то смысл и какой-то по-настоящему полезный продукт. И вот возникла мысль снимать социальные видеосюжеты, в которых поднимается острая проблема. Первый ролик мы выложили на нашем сайте. Спустя несколько дней оказалось, что этот ролик активно скачивают педагоги для проведения классных часов. Это был успех! После такой победы мы решили, что нужно снимать сюжеты, которые учителя смогут использовать на уроках, классных часах, других мероприятиях. У нас появились целые серии: буктрейлеры, социальные сюжеты, выпуски живого словаря. 

Мы с ребятами поняли, что все это не только интересно и вдохновляющее, но и дает нам самое важное – понимание того, что мы делаем действительно нужное, что наша работа является востребованной.

Из рассказов коллег – руководителей других медиацентров – знаю, что основными проблемами являются вопрос финансирования и недостаточная техническая оснащенность. Причем это актуально даже для телестудий со стажем. Очень непросто уговорить администрацию учебного заведения на покупку необходимого оборудования. Сюда же относятся общая загруженность педагогов, их недостаточная подготовленность именно как руководителей телецентров: не хватает элементарных знаний и навыков, не с кем консультироваться и обмениваться опытом. 

Что для вас всегда было главным в этой работе?

Главное было – чтобы у каждого из нас горели глаза. Чтобы было интересно. Чтобы мы чувствовали, что движемся вперед, развиваемся, что каждый наш последующий ролик не хуже предыдущего, а хоть немного, хоть в чем-то, но лучше.

-2

Ребята снимают сюжет о московском метро

Что для вас значит сама идея школьного телевидения?

В самом словосочетании «школьное телевидение» я считаю главным слово «школьное». И не столько в плане принадлежности телестудии конкретному учебному учреждению, сколько в плане того, что работа данной студии – это часть самого настоящего воспитательного, образовательного процесса. То есть важно понимать, что на первом месте должна быть не журналистика, а педагогика. Чтобы в погоне за хайпом остаться человеком. И эту мысль нужно доносить до детей. Потому что погоня за ярким репортажем или горячей темой увлекает, заставляет погрузиться в волшебный мир профессии, и это действительно затягивает. 

Меня, например, несколько лет назад совершенно отрезвила дискуссия на одной из наших редакционных планерок. Пятиклассник из нашего медиацентра с жаром рассказывал, какое потрясающее видео он снял на телефон буквально час назад: на котенка налетела ворона и стала долбить того клювом, котенок совсем обессилел, а птица продолжала бить по нему. Другие дети, посмотрев эти кадры, тут же начали обсуждать, какую сделать подводку к этому видео, как отрегулировать звук, чтобы мяуканье несчастного котенка было слышнее и т. д. Я была в шоке. Тут же отложила в сторону все актуальные вопросы, которые мы собирались обсудить, и начала с ребятами серьезный разговор. О том, что это по-настоящему жутко, когда в тебе самом репортер победил человека, а стремление подготовить яркий сюжет стало вдруг сильнее доброты и милосердия. 

И если в каждой школе все-таки появятся телестудии, пусть их миссией будет принести пользу детям, а не школьной администрации или чиновникам от образования. Поэтому нужно тщательно продумывать именно воспитательное воздействие, которое будет оказывать на ребят этот проект.

Какой совет дадите педагогам – тем, кто захочет повторить ваш опыт? 

Совет один – найти ответы на вопросы: для кого, зачем и с какой целью мы будем запускать телестудию, зачем будем делать в своей школе телевидение. От ответов на эти вопросы зависит все остальное, и оно уже второстепенно.

Оригинал статьи размещен здесь.