Сабля для кавалериста - самая важная вещь. После лошади конечно. Сабля - верная и надежная, висит в ножнах, готовая, по велению своего хозяина, выскочить навстречу врагу. Образ кавалериста овеян романтикой. Но мало кому из нас представляется, с какими проблемами сталкивался кавалерист, который вынужден был во время похода носить ее на себе целый день!
В начале XIX века русская кавалерия получила на вооружение сабли образца 1827 года. Клинки их в отличии от пехотных сабель (о которых мы писали в предыдущей статье) были прекрасны. Но вот предполагавшийся для их ношения способ вызвал массу жалоб и нареканий:
- Сабля была тяжелой, и отрывала портупеи, на которых висела, в то время, когда кавалеристы пускали своих лошадей рысью, потому что непрерывно подскакивала;
- Тяжесть сабли, подвешенной к поясной портупее, действовала на правый бок кавалериста, вызывая "страдания печени";
- Сабля вкладывалась в железные ножны, которые не только добавляли тяжести (см. предыдущие пункты), но и тупили клинок;
- Железные ножны бились о стремена и шпоры, выдавая металлическим лязгом любое скрытное передвижение;
- Сабля, подвешенная к поясу или через плечо, не позволяла прикреплять пистолет слева, тогда как доставать пистолет с правой стороны для правши было неудобно (см. первый рисунок на пояс кавалериста с права);
И наконец, в ножнах не было приспособления для крепления сабли, от чего те часто вылетали из них при быстрой езде. Кавалеристы, кто как мог решали эту проблему, приматывая эфес сабли к ножнам темляком. Конечно же, быстро извлечь оружие в таком случае не представлялось возможным. От чего среди кавалеристов ходила старая поговорка "Погоди, пруссак - дай вынуть тесак".