Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Горбатый" — скорый пассажирский поезд №291/292 Бологое-Великие Луки

Оглавление

Пригородный поезд № 292 сообщением Великие Луки-Бологое следует на 308 км дистанции пути линии Бологое-Полоцк, перегон Великие Луки-Великополье, Псковская обл. (ранее Великолукская).
Пригородный поезд № 292 сообщением Великие Луки-Бологое следует на 308 км дистанции пути линии Бологое-Полоцк, перегон Великие Луки-Великополье, Псковская обл. (ранее Великолукская).
И вновь привычно стучит колёсами утренний поезд Бологое-Великие Луки, обидно и незаслуженно прозванный местными железнодорожниками за неудобное расписание "Горбатым". Не хочется так его называть, ведь он сосредотачивает всю здешнюю жизнь и всегда так спокоен и уютен, складно, с удовольствием в нём едется, словно и не во времени нашем.
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального фильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Это всего лишь одна из версий, озвученная в фильме Алексеем Вульфовым, почему этот поезд так прозвали - "Горбатым". На самом же деле он получил своё прозвище от местных железнодорожников вовсе не за неудобное расписание, а по другой причине. Но об этом расскажу в самом конце, читайте дальше.

"Горбатый" на платформе остановочного пункта 251 км, перегон Торопец-Скворцово, 50-60-е годы ХХ века с отечественными вагонами постройки Егоровского завода
"Горбатый" на платформе остановочного пункта 251 км, перегон Торопец-Скворцово, 50-60-е годы ХХ века с отечественными вагонами постройки Егоровского завода

Годы назначения этого поезда и под какими локомотивами он курсировал, начиная свою историю, мне пока что неизвестны. Возможно это были ещё дореволюционные знаменитые "овечки" - паровозы серии Ов, Ол и Од (так называемого основного типа с колёсной формулой 0-4-0), а в последующие годы советской послевоенной эпохи вездесущие красавцы Су (сормовский усиленный).

Та самая знаменитая "овечка" паровоз серии Ов с колёсной формулой 0-4-0 системы "компаунд" в Музее российских железных в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев
Та самая знаменитая "овечка" паровоз серии Ов с колёсной формулой 0-4-0 системы "компаунд" в Музее российских железных в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев

На моей же детской памяти конца 80-х начала 90-х прошлого века этот поезд застыл с тёмно-бордовым закопчёным тепловозом ТЭП60 постройки Коломенского завода. Оснащенный двухтактным дизелем мощностью в 3000 л.с. он был достаточно тяговитым тепловозом. Старые машинисты, поездившие на нём в своё время отмечали, что с большими пассажирскими поездами длинной свыше 10 вагонов он так и наровил сорваться в "боксование" (проф. термин).

Мне особо сильно запомнился рокот его двухтактного дизеля похожий примерно на вот что-то такое непрерывное бу-бу-бу, за что ТЭП60 так и прозвали - "бубнилка". Словами это сложно передать конечно, нужно хотя бы раз это услышать. Сегодня этот тепловоз уже смотрится очень необычно, несовременно и даже сказать старомодно. При этом ТЭП60 обладает неким шармом, духом странствий по советским стальным магистралям. Взгляните на него.

Пассажирский поезд №291 прозванный "Горбатым" на 3-м пути станции Осташков перед отправлением на Великие-Луки, 21 марта 1995г. Фото: Михаил Назарович Тиунчик
Пассажирский поезд №291 прозванный "Горбатым" на 3-м пути станции Осташков перед отправлением на Великие-Луки, 21 марта 1995г. Фото: Михаил Назарович Тиунчик

Увидеть сегодня ветерана пассажирских перевозок советского и постсоветского времени можно в С.Петербурге в Музее российских железных дорог на Балтийском вокзале.

Стоит отметь, что для своего времени ТЭП60 — самый скоростной тепловоз в мире, на нём достигнута скорость 193 км/ч!
(прим. годы постройки ТЭП60 1960-1987гг.).

ТЭП60 в составе экспозиции в Музее российских железных дорог в С.Петербурге. Фото: Алексей Алексеев
ТЭП60 в составе экспозиции в Музее российских железных дорог в С.Петербурге. Фото: Алексей Алексеев

Времена менялись, шёл в ногу со временем в нашей стране научно-технический прогресс и на смену ТЭП60 на Бологое-Полоцкую пришли новые, более совершенные и мощные уже в 4000 л.с. локомотивы ТЭП70 того же уже упомянутого Коломенского завода. Хотя пришли они на Бологое-Полоцкую уже с большим опозданием конечно, эти локомотивы уже вовсю, примерно с десяток лет, водили пассажирские поезда на отечественных железных дорогах. Так уж сложилось можно сказать исторически, второстепенную магистраль, отрешённую от основных потоков цивилизации, никогда особо не баловали новыми локомотивами, ей всегда приходилось довольствоваться тем что дадут. Пришли на линию новые ТЭП70, да вот только работы в пассажирском сообщении на этой линии для этих более могучих чем старенькие ТЭП60 богатырей как назло практически и не стало...

Накануне распада СССР и в новое время

С распадом Советского Союза для пригородных перевозок по всей нашей стране наступили не лучшие времена. Быстрое вымирание регионов и отток населения в большие города приводили к резкому спаду пассажиропотока, вследствие чего началось сокращение вагонов в составе поездов. "Горбатый", имевший в лучшие свои годы назначения трехзначный номер пассажирского поезда дальнего следования (ПДС)№291/292, и курсировавший в составе 7-8 вагонов ещё в 90-е (как правило было 7-6 классных плацкартных и сидячих вагонов плюс вагон-лавка), в новом веке сократился постепенно до 4 вагонов. При этом, сменив ещё в конце 80-х свой гордый трехзначный номер ПДС на четырехзначный, и став обычным пригородным поездом, подобно электричке. Сегодня этот поезд курсирует на Бологое-Полоцкой под номерами №6691/6692 Бологое-Осташков и №6693/6694 Осташков-Великие Луки.

Пригородный поезд №6693 сообщением Осташков-Бологое следует на 176 км дистанции пути, перегон Соблаго-Андреаполь, Тверская обл. Фото: Денис Доронин
Пригородный поезд №6693 сообщением Осташков-Бологое следует на 176 км дистанции пути, перегон Соблаго-Андреаполь, Тверская обл. Фото: Денис Доронин

А дальше становилось только хуже. Примерно уже к 2010 году количество вагонов в составе "Горбатого" сократилось всего до двух классных вагонов.

Пригородный поезд №6693 сообщением Осташков-Великие Луки отправляется с третьего пути станции Осташков, лето 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6693 сообщением Осташков-Великие Луки отправляется с третьего пути станции Осташков, лето 2014г. Фото: Алексей Алексеев

А позднее, осенью 2014г., руководством пригородной пассажирской компании в целях "экономии" средств было принято решение изменить технологию обслуживания участка Бологое-Великие Луки в пригородном сообщении. Проверенная временем тепловая тяга, применявшаяся здесь десятилетиями, с классными межобластными вагонами была заменена на моторвагонную. По линии с ноября 2014г. пошли маленькие рельсовые автобусы серии РА-2, а временами иногда даже мелькал совсем крохотный РА-1. К чему это всё привело, я уже рассказывал в одной из прошлых публикаций здесь на канале "Заповедная магистраль".

Пригородный поезд в составе рельсового автобуса РА-2 №6693 сообщением Осташков-Великие Луки отправляется с третьего пути станции Осташков, лето 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд в составе рельсового автобуса РА-2 №6693 сообщением Осташков-Великие Луки отправляется с третьего пути станции Осташков, лето 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Доказав за 2 года курсирования свою полную несостоятельность на нашем довольно протяженном участке малодеятельной Бологое-Полоцкой линии, протяженностью в 310 км от Бологое до Великих Лук, рельсовые автобусы, вновь принятым разумным решением, были обратно заменены теплотягой с классными межобластными вагонами.

Салон межобластного сидячего вагона в составе пригородного поезда №6692 Осташков-Бологое, октябрь 2014г. Фото: Алексей Вульфов
Салон межобластного сидячего вагона в составе пригородного поезда №6692 Осташков-Бологое, октябрь 2014г. Фото: Алексей Вульфов

Особым удобством и комфортом "Горбатый" никогда не отличался. Это был обычный провинциальный поезд, зачастую похожий на "Чёрную стрелу" о которой я рассказывал ранее. Но ведь именно он вот уже не один десяток лет сосредотачивает в этом глухом краю всю здешнюю жизнь.

"Горбатый" остаётся актуальным и сегодня

Сегодня "Горбатый" остается одним из самый доступных и недорогих средств сообщения Селигера с северной столицей - С.Петербургом. Хороших автомобильных дорог напрямую ведущих из северной столицы в наши края до сих пор нет. На границе Новгородской и Тверской областей автолюбителей поджидают, особенно в межсезонье, крупные неприятности в виде 20 км разбитой грунтовой дороги, которую не выдерживают подвески даже дорогих кроссоверов. А на "Горбатом" ежедневно можно спокойно доехать до Бологое, где затем пересесть на молниеносный "Сапсан" или менее скоростную, но вполне демократичную по цене и удобную "Ласточку" в направлении одной из столиц.

Воспользоваться кипятком из титана межобластного вагона в "Горбатом" чтобы заварить кружку чая - обыденное дело. Фото: Денис Доронин
Воспользоваться кипятком из титана межобластного вагона в "Горбатом" чтобы заварить кружку чая - обыденное дело. Фото: Денис Доронин

Да и в другом направлении от Осташкова на Великие Луки "Горбатый" по-прежнему собирает сегодня не меньше народу, а то зачастую и гораздо больше чем на участке Осташков-Бологое. Люди из Андреаполя и Торопца, студенты, работающие, побывав на родной земле, уезжают на "Горбатом" до Великих Лук, а там дальше пересаживаются на другие поезда следующие на Москву или на Псков и С.Петербург.

Прибытие "Горбатого"поезда №6691 под тепловозом серии М62 на станцию Осташков, зима 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Прибытие "Горбатого"поезда №6691 под тепловозом серии М62 на станцию Осташков, зима 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Так за что же его так прозвали - "Горбатый"?

Рассказываю, как и обещал вам ещё в начале статьи. Всё дело в том, что после победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. этот поезд преимущественно состоял из трофейных немецких вагонов, полученных из Германии по репарации. Зачастую разношерстные немецкие вагоны мелькающие в составе поезда Бологое-Великие Луки были разными по высоте, которые и напоминали те самые горбы. Вот откуда это пошло некрасивое и на первый взгляд очень обидное прозвище -"Горбатый" поезд.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!