История курсирования этого поезда началась ещё на заре ХХ века с почтового поезда №25 Петербург-Седлец. За всё время его существования маршрут следования неоднократно менялся. В середине 60-х прошлого столетия маршрут курсирования был изменён в очередной раз, и поезд стал ходить от Ленинграда до Полоцка, получив номер №111/112 за которым и закрепилось прозвище "Чёрная стрела", проходив под этим номером вплоть до 1991г.
За всю историю с этим поездом в ходу можно было увидеть самые разные локомотивы, начиная от дореволюционых паровозов серии Д и Ов в начале ХХ века, и заканчивая современными тепловозами серий ТЭП70 и ТЭП70БС в наши дни. На фото представленных ниже, мы можем увидеть ходившие с ним послевоенные паровозы серий Су (сормовский усиленный) и Л (знаменитая Лебедянка).
Наверняка большинство из вас, увидев на карточке к статье яркую картинку, где тепловоз ТЭП70 с поездом №189 С.Петербург-Осташков извергает из глубины недр дизеля хорошего "медведя", могли подумать, что своё мрачное и тёмное название "Черная стрела" он получил вот за такие проделки машинистов. Но это конечно же не так скажу я вам, истинная причина за которую поезд №111 Ленинград-Полоцк заработал свою кличку вот в чём.
По дням недели в летнее время дополнительно к «Горбатому» №292/291 курсировал поезд №611/612 Санкт-Петербург — Великие Луки. Ранее под номером 111 это был поезд Ленинград — Полоцк, а до революции — почтовый поезд №25 Петербург — Седлец. Таким образом, 611-й поезд — старожил дороги. Ещё недавно этот поезд имел признаки серьезной сомнительности сервиса и нравов, народ за буйный нрав и пьянство проводников и чересчур демократичный уклад поведения пассажиров прозвал его «Чёрная стрела».
А.Б. Вульфов
Надо отдать должное — в современную эпоху 611-й несколько остепенился, цивилизовался, летом очень густо заселен и стал не столь уж душа нараспашку, так что прозвище его понемногу забывается.
А.Б. Вульфов
Ещё в совсем недалеком прошлом в составе этого поезда можно было встретить те самые легендарные вагоны "Аммендорф" постройки (ГДР), отличавшиеся особым лоском железнодорожного колорита эпохи времён СССР.
Он и сегодня остается в ходу, только значительно сократив свой маршрут следования. Его нынешний современник, поезд С.Петербург-Осташков №189/190, до сих пор остаётся старожилом на линии Бологое-Полоцк, пережив ходивший в этих краях когда-то поезд Киев-Мурманск и даже некогда очень популярный среди туристов, желающих попасть на Селигер, "Московский" №603/604, ушедший навсегда в последний свой рейс 15 марта 2015г.
При этом поезд теперь так уютен и спокоен, складно и с удовольствием в нём едется из северной столицы в заповедный селигерский край. А самое главное он прямой, а это значит удобен, поскольку не требуется пересадка в Бологое и порой длительное ожидание следующего поезда при поездках как из Осташкова в северную столицу, так и обратно.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!