Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

За что прозвали поезд №111/112 Ленинград-Полоцк "Чёрная стрела"?

"Медведь!" Поезд №189 сообщением С.Петербург-Осташков с тепловозом ТЭП70 следует на 104 км дистанции Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков. Фото: Денис Доронин
"Медведь!" Поезд №189 сообщением С.Петербург-Осташков с тепловозом ТЭП70 следует на 104 км дистанции Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков. Фото: Денис Доронин

История курсирования этого поезда началась ещё на заре ХХ века с почтового поезда №25 Петербург-Седлец. За всё время его существования маршрут следования неоднократно менялся. В середине 60-х прошлого столетия маршрут курсирования был изменён в очередной раз, и поезд стал ходить от Ленинграда до Полоцка, получив номер №111/112 за которым и закрепилось прозвище "Чёрная стрела", проходив под этим номером вплоть до 1991г.

За всю историю с этим поездом в ходу можно было увидеть самые разные локомотивы, начиная от дореволюционых паровозов серии Д и Ов в начале ХХ века, и заканчивая современными тепловозами серий ТЭП70 и ТЭП70БС в наши дни. На фото представленных ниже, мы можем увидеть ходившие с ним послевоенные паровозы серий Су (сормовский усиленный) и Л (знаменитая Лебедянка).

Паровоз серии Су четвертого выпуска с поездом Ленинград - Полоцк 1959г.
Паровоз серии Су четвертого выпуска с поездом Ленинград - Полоцк 1959г.
Паровоз серии Л с поездом Ленинград - Полоцк 1971г.
Паровоз серии Л с поездом Ленинград - Полоцк 1971г.

Наверняка большинство из вас, увидев на карточке к статье яркую картинку, где тепловоз ТЭП70 с поездом №189 С.Петербург-Осташков извергает из глубины недр дизеля хорошего "медведя", могли подумать, что своё мрачное и тёмное название "Черная стрела" он получил вот за такие проделки машинистов. Но это конечно же не так скажу я вам, истинная причина за которую поезд №111 Ленинград-Полоцк заработал свою кличку вот в чём.

По дням недели в летнее время дополнительно к «Горбатому» №292/291 курсировал поезд №611/612 Санкт-Петербург — Великие Луки. Ранее под номером 111 это был поезд Ленинград — Полоцк, а до революции — почтовый поезд №25 Петербург — Седлец. Таким образом, 611-й поезд — старожил дороги. Ещё недавно этот поезд имел признаки серьезной сомнительности сервиса и нравов, народ за буйный нрав и пьянство проводников и чересчур демократичный уклад поведения пассажиров прозвал его «Чёрная стрела».
А.Б. Вульфов

"Послушай, ты меня уважаешь?" Буйные пассажиры с особым нравом. Пьянство и дебош в поезде. Фото из открытых источников
"Послушай, ты меня уважаешь?" Буйные пассажиры с особым нравом. Пьянство и дебош в поезде. Фото из открытых источников
"Сообразили на троих". Наклюкались в плацкарте, а затем и вовсе "окуклились" . Пьянство и дебош в поезде. Фото из открытых источников
"Сообразили на троих". Наклюкались в плацкарте, а затем и вовсе "окуклились" . Пьянство и дебош в поезде. Фото из открытых источников

Надо отдать должное — в современную эпоху 611-й несколько остепенился, цивилизовался, летом очень густо заселен и стал не столь уж душа нараспашку, так что прозвище его понемногу забывается.
А.Б. Вульфов

Ещё в совсем недалеком прошлом в составе этого поезда можно было встретить те самые легендарные вагоны "Аммендорф" постройки (ГДР), отличавшиеся особым лоском железнодорожного колорита эпохи времён СССР.

Классический купейный вагон постройки завода Waggonbau Ammendorf (ГДР), май 2014г. Фото: Денис Доронин
Классический купейный вагон постройки завода Waggonbau Ammendorf (ГДР), май 2014г. Фото: Денис Доронин
Элементы салона купейного вагона постройки VEB Waggonbau Ammendorf (ГДР), май 2014г. Фото: Денис Доронин
Элементы салона купейного вагона постройки VEB Waggonbau Ammendorf (ГДР), май 2014г. Фото: Денис Доронин

Он и сегодня остается в ходу, только значительно сократив свой маршрут следования. Его нынешний современник, поезд С.Петербург-Осташков №189/190, до сих пор остаётся старожилом на линии Бологое-Полоцк, пережив ходивший в этих краях когда-то поезд Киев-Мурманск и даже некогда очень популярный среди туристов, желающих попасть на Селигер, "Московский" №603/604, ушедший навсегда в последний свой рейс 15 марта 2015г.

Сохранившаяся маршрутная доска поезда Осташков-Ленинград на одном из гаражей в Осташкове
Сохранившаяся маршрутная доска поезда Осташков-Ленинград на одном из гаражей в Осташкове

Вид из окна поезда №189 С.Петербург-Осташков, 73 км дистанции пути бывшая станция Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Вид из окна поезда №189 С.Петербург-Осташков, 73 км дистанции пути бывшая станция Горовастица. Фото: Алексей Алексеев

При этом поезд теперь так уютен и спокоен, складно и с удовольствием в нём едется из северной столицы в заповедный селигерский край. А самое главное он прямой, а это значит удобен, поскольку не требуется пересадка в Бологое и порой длительное ожидание следующего поезда при поездках как из Осташкова в северную столицу, так и обратно.

Вид из окна поезда №189 С.Петербург-Осташков на 109 км дистанции пути, протока через селижаровский плёс озера Селигер, мая 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Вид из окна поезда №189 С.Петербург-Осташков на 109 км дистанции пути, протока через селижаровский плёс озера Селигер, мая 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Поезд №189 С.Петербург-Осташков под тепловозом ТЭП70БС-023 следует на 108 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Осташков-Фирово, июнь 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Поезд №189 С.Петербург-Осташков под тепловозом ТЭП70БС-023 следует на 108 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Осташков-Фирово, июнь 2018г. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!