Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Зачем тепловозом таскают один вагон, когда есть рельсовый автобус РА?

Вот такой вопрос очень часто приходится мне слышать или читать в комментариях от некоторых подписчиков и знакомых, когда они видят маленький пригородный поезд с тепловозом и всего одним, ну или двумя вагонами. Зачем, спрашивают они меня гонять такую огромную машину, пережигать дорогостоящее дизельное топливо, когда уже есть более экономичные крохи как рельсовые автобусы типа РА1 и удлинённая версия РА2? И в самом деле зачем всё же? На первый взгляд кажется это куда более рациональный вариант, использовать в пригородном сообщении на неэлектрифицированных участках российских железных дорог более экономичный чем тепловоз рельсовый автобус. Опыт применения этих машин на наших железных дорогах уже есть. Они призваны были заменить дизель-поезда и тепловозы с классными межобластными вагонами на многих участках, особенно где в последние годы произошёл можно сказать что катастрофический спад пассажиропотока в силу различных экономических и демографических причин в регионах. Возить там просто ст
Оглавление
Пригородный поезд №6956 сообщением Кувшиново-Осташков с тепловозом ДМ62 проходит чётную горловину станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6956 сообщением Кувшиново-Осташков с тепловозом ДМ62 проходит чётную горловину станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Вот такой вопрос очень часто приходится мне слышать или читать в комментариях от некоторых подписчиков и знакомых, когда они видят маленький пригородный поезд с тепловозом и всего одним, ну или двумя вагонами. Зачем, спрашивают они меня гонять такую огромную машину, пережигать дорогостоящее дизельное топливо, когда уже есть более экономичные крохи как рельсовые автобусы типа РА1 и удлинённая версия РА2?

И в самом деле зачем всё же? На первый взгляд кажется это куда более рациональный вариант, использовать в пригородном сообщении на неэлектрифицированных участках российских железных дорог более экономичный чем тепловоз рельсовый автобус.

Рельсовый автобус РА2 следует под номером №6691 по маршруту Бологое-Осташков на 108 км дистанции пути Бологое-Полоцкой дороги, 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Рельсовый автобус РА2 следует под номером №6691 по маршруту Бологое-Осташков на 108 км дистанции пути Бологое-Полоцкой дороги, 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Опыт применения этих машин на наших железных дорогах уже есть. Они призваны были заменить дизель-поезда и тепловозы с классными межобластными вагонами на многих участках, особенно где в последние годы произошёл можно сказать что катастрофический спад пассажиропотока в силу различных экономических и демографических причин в регионах. Возить там просто стало некого, один-два человека в лучшем случае садились на платформе или слезали.

Рельсовый автобус РА2 на станции Осташков. Ноябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Рельсовый автобус РА2 на станции Осташков. Ноябрь 2014г. Фото: Алексей Алексеев

Вот таким же образом осенью 2014 года была изменена технология обслуживания участка Бологое-Великие Луки в пригородном сообщении. На смену привычным тепловозам ТЭП70 и 2 классным вагонам в составе поездов №6691/6692 и №6693/6694 (в былые времена этот поезд ходил там под номером скорого в составе 7-8 вагонов, причем даже ещё в лихие 90-е) пришли рельсовые автобусы РА2. Совсем уж непривычные взгляду местным пассажирам, окрашенные при этом в приветливые заводские цвета сине-белой ливрее, в отличии от скучных и унылых корпоративных серо-красных тонов вагонов с логотипом ОАО "РЖД".

Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТППК) по замыслу от изменённой технологии обслуживания участка должна была получить выгоду в виде экономии средств. А что же в итоге они получили взамен компания и простые пассажиры?

Насколько удобен для пассажиров рельсовый автобус?

Салон рельсового автобуса заметно теснее чем обычный классный межобластной вагон. Сказывается компоновка в рамках габарита постройки, что неудивительно, строились они на заводе ОАО "Метровагонмаш". Места для сумок и вещей над полками маловато. Кресла с подголовниками, но при этом выглядят они зауженными. Так и есть, когда садишься в них, и рядом с тобой садится ещё один пассажир теснота ощущается, приходится буквально тереться локтями друг о друга. Подлокотников нет. Неудобно. Но это не самое страшное. Спинка кресла имеет наклон в 90 градусов и абсолютно никак не регулируется. Как вы думаете насколько комфортно 3,5 часа вот так ехать из Бологое в Осташков или больше 6 часов из Осташкова на Великие Луки? Особенно неудобным оказалось сидеть на тех местах что у окна. Дело в том, что кузов рельсового автобуса в разрезе представляет собой трапецию, и к верху идёт на сужение. Получается, что когда сидишь у окна, приходится немного наклоняться от него и принимать всю дорогу позу в виде буквы "зю".

Салон рельсового автобуса РА2. Фото из открытых источников в сети
Салон рельсового автобуса РА2. Фото из открытых источников в сети

Когда в 2016 году я со своим машинистом возвращался из Великих Лук в Осташков на этом рельсовом автобусе пассажиром, то услышал от напарника такие слова:

- "Лёх, ты знаешь, я сейчас устал больше на нём вот так ехать обратно пассажиром, чем когда мы с тобой везли из Осташкова на Великие Луки поезд, вагон-путимер на ТЭМ2".

Тепловоз ТЭМ2 с вагоном путеизмерителем на станции Торопец, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ТЭМ2 с вагоном путеизмерителем на станции Торопец, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Как в бочке селедки

На участке Бологое-Великие Луки обращались рельсовые автобусы в двухвагонном исполнении (хотя РА2 могут быть в исполнении и до 4 вагонов). В летний период, на участке Осташков-Великие Луки, очень много садится пассажиров, особенно на крупных станциям. Вот посмотрите на фото ниже сколько народу толпится на платформе станции Андреаполь, пытаясь "утрамбоваться" в кроху РА... А впереди ещё одна крупная станция - Торопец, где садится ещё больше народу. А дальше, за станцией Назимово, уже ближе к самим Великим Лукам с десяток дачных остановок, где по весне и осенью садятся пенсионеры с лопатами, рассадой и большими рюкзаками: 282 км, 285 км, Великополье, 296 км, 297 км, 300 км, 303 км, 305 км, 306 км, 308 км...

Рельсовый автобус в роли пригородного поезда №6693 сообщением Осташков-Великие Луки на станции Андреаполь, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., Тверская обл., 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Рельсовый автобус в роли пригородного поезда №6693 сообщением Осташков-Великие Луки на станции Андреаполь, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., Тверская обл., 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Где все эти пассажиры умещались я не пойму. Но по словам тех кто ездил на них в такие моменты - это было издевательство, ехали стоя разместившись в проходах кто как только мог, чуть ли не друг на друге.

Так было летом. Но в наших широтах оно очень короткое. И на смену ему приходит почти на 5 месяцев как всегда студёная и снежная зима.

И начинается настоящий русский зимний путь, один из тех о котором уже давно забыли в Петербурге...

"Настоящий русский зимний путь" по Ивану Бунину, 210 км Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
"Настоящий русский зимний путь" по Ивану Бунину, 210 км Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Вот так описывает свои воспоминания Иван Бунин в своей повести "Новая дорога". Кто ещё не читал настоятельно рекомендую. Для рельсовых автобусов настоящий русский зимний путь на малодеятельном участке Бологое-Великие Луки протяженностью в 310 км оказался очень трудным испытанием. Поезда постоянно выбивались из графика и отставали по причине высокого уровня снежного покрова, выше головок рельс. Неудивительно, после того как участок был объявлен малодеятельным, расходы по содержанию инфраструктуры, в том числе и по уборке снега, были сильно сокращены. Машинист депо Осташков, Веричев Николай Алексеевич вспоминает, как однажды по станции Мартисово, что на 217/218 км на этой дороги, он встал в сильный снегопад с пригородным поездом.

"Снега навалило по автосцепку. Мощный в 4000 л.с. пассажирский тепловоз ТЭП70 как мог упирался в снежным бруствер мётельником и вставал, пока не начинал срываться в боксование. Всё, казалось приехали. А что делать? Осаживать назад пассажирский поезд запрещено по ПТЭ. Вспомогательный из Великих Лук ещё и не дождёшься, как никак 100 км отсюда. Вот и елозили по немного то взад то вперёд, пока не добрались до уклона на 219 км, там уже покатились и стало полегче пробиваться через снег".
Станция Осташков, прибытие поезда №6691 сообщением Бологое-Осташков, 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, прибытие поезда №6691 сообщением Бологое-Осташков, 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Пассажиры, пользующиеся маршрутом Бологое-Великие Луки, как правило едут дальше в С.Петербург, Москву или Псков, заранее покупая билеты. Из-за постоянных опозданий пригородного под рельсовым автобусом зимой, они несли большие неудобства, приходилось сдавать билеты обратно в кассу и ждать следующий поезд не по своей вине. А пригородной пассажирской компании возмещать им убытки. Вот так, казавшаяся на первый взгляд очевидной от использования рельсовых автобусов РА на участке Бологое-Великие Луки выгода обернулась убытками и неудобствами.

В итоге, всё новое - это хорошо забытое старое

Пригородный поезд №6691 сообщением Бологое-Осташков с тепловозом ТЭП70 и одни классным вагоном. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6691 сообщением Бологое-Осташков с тепловозом ТЭП70 и одни классным вагоном. Фото: Алексей Алексеев

В итоге было принято решение вернуться к старой технологии обслуживания участка под тепловозом и классным межобластным вагоном. Сначала в конце 2015г. на участке Бологое-Осташков, а затем в 2017г. и на участке Осташков Великие Луки.

Пассажирам вернули привычные для них классные сидячие вагоны, оснащенный удобными откидывающимися креслами с подлокотниками и выпадающими столиками, встроенными в спинку кресел следующего ряда. Особый комфорт выпадал на их долю, когда временами выдавали один плацкартный вагон. И тогда весь народ стремился конечно же туда. А что, снял с себя куртку, положил под голову и "принял горизонт", никому не мешаешь. Благо зачастую этот поезд ходит полупустой.

Салон межобластного пассажирского сидячего вагона в составе пригородного поезда №6691 Бологое-Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Салон межобластного пассажирского сидячего вагона в составе пригородного поезда №6691 Бологое-Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Я ещё не рассказал вам о том, чтобы было если не дай Бог рельсовый автобус сломался морозной зимой в глуши перегона, например заглох дизель. Тогда всё, пришлось бы как говорят машинисты его "расхолаживать". В этом случае салон рельсового автобуса очень быстро остался бы без тепла. А морозы в наших краях бывают и до минус 20, а то и ниже. Помощи ещё как я уже говорил попробуй дождись тут, сколько пройдёт времени пока прибудет вспомогательный, неизвестно, может час-два, а может и гораздо больше, кто его знает. Представляете себе каково было бы пассажирам? Хоть в лес беги и жги костры.

Морозным январским вечером на Бологое-Полоцкой ж.д., 106 км дистанции пути, перегон Осташков-Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Морозным январским вечером на Бологое-Полоцкой ж.д., 106 км дистанции пути, перегон Осташков-Фирово. Фото: Алексей Алексеев

В то время когда салон межобластного пассажирского вагона полностью автономен от тепловоза случись что и оборудован печью, установленной в тамбуре. Можете даже посмотреть как она горит.

Да, и что хочу сказать вам ещё о старом добром классном межобластном вагоне - так это наличие титана в котором всегда найдется кипяток, причём абсолютно бесплатный. Это очень большое благо. Не знаю как вы, а я всегда беру собой свою кружку в подстаканнике, заварку и наслаждаюсь в дороге чаепитием столько, сколько захочу. В рельсовом автобусе ничего подобного нет. А здесь есть и это очень гуманно.

Титан с кипятком в салоне межобластного пассажирского сидячего вагона
Титан с кипятком в салоне межобластного пассажирского сидячего вагона

Вот так гораздо приятнее путешествовать, не правда ли?

Кайфово, что и говорить. Покидаю студёной зимой ненадолго родной Осташков, 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Кайфово, что и говорить. Покидаю студёной зимой ненадолго родной Осташков, 2018г. Фото: Алексей Алексеев

Поэтому, я считаю, пусть всё ещё бегает по нашей ж.д. ветке из Бологое на Великие Луки или из Осташкова на Кувшиново тепловоз с классным пассажирским вагоном. Они уже здесь всем всё доказали в этом отрешённом от большой цивилизации и забытом Богом краю, где нет, не прожить здесь без них.

Пригородный поезд №6956 сообщением Кувшиново-Осташков мчится на 117 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6956 сообщением Кувшиново-Осташков мчится на 117 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!