Найти в Дзене
История и истории

Война, любовь, Версаль: ослепительный век Короля Солнца

Оглавление

Среди всех Людовиков, а их за свою богатую историю Франция знала больше двух десятков, Людовик XIV - самый известный. Версаль, кружева, парики, и шпанские мушки. А также... бронзовые пушки с бессмертной надписью Ultima ratio regum - "последний довод королей". Французские историки называют Людовика Великим, а его эпоху - Великим веком. Возможно, они несколько преувеличивают. Людовик не был гениальным политиком, полководец из него также получился никудышный (пробовал - не получилось), но то, что Франция во времена его правления стала самым могущественным государством в Европе, а также то, что французскому королю завидовали и подражали остальные монархи (даже после его смерти) - это факт.

Два прозвища Людовика

У Людовика XIV было несколько прозвищ, причем первое он получил сразу после рождения. У Людовика XIII и Анны Австрийской долго не было детей: 22 года бесплодных попыток и четыре выкидыша. Тут впору впасть в отчаяние и готовиться к неизбежному: передавать власть младшей линии Бурбонов - брату короля Гастону Орлеанскому и его потомкам. И вот, когда уже мало кто надеялся, 5 сентября 1638 года, на свет появляется мальчик.

“Вся Франция огласилась благодарственными молебнами. Новорожденного тотчас же назвали Людовиком Богоданным”, - пишет историк Эрик Дешодт.

Но это было не всё. Через два года Анна родила Людовику брата - Филиппа Орлеанского, будущего Месье. Теперь уже династия точно устоит! Но замены Людовику не потребовалось - несмотря на проблемы со здоровьем, Людовик прожил долго и правил 72 года. Это рекорд среди европейских монархов.

Юный Людовик на полотне Юстуса ван Эгмонта, Википедия
Юный Людовик на полотне Юстуса ван Эгмонта, Википедия

Однако более известно другое прозвище короля. Когда Людовику было 12, они вместе с Филиппом выступают в балете. Людовик вообще обожает переодеваться и лицедействовать. В нем умер талантливый артист. На одном из представлений, на “Балете ночи” Исаака Бенсерага Филипп выходит на сцену в костюме Утренней зари, Людовик - в костюме Солнца. После этой премьеры появилось самое известное прозвище Людовика - Король Солнце. Оно очень понравилось Людовику, поэтому образ небесного светила король часто использовал в символике.

Король и прекрасные дамы

Людовик отличался исключительной любвеобильностью. У него было две жены - Мария Терезия и маркиза де Ментенон - и больше десятка официальных фавориток. А ведь были еще короткие, ни к чему не обязывающие романчики и случайные связи…

Первыми серьезными увлечениями юного короля стали племянницы его наставника кардинала Мазарини. Вначале Людовик воспылал страстью к Олимпии Манчини, затем к ее сестре Марии. На второй даже хотел жениться, однако родственники категорически воспротивились неравному браку. В жены была выбрана испанская инфанта Мария Терезия, разумеется, по политическим мотивам. С Марией Манчини пришлось расстаться, причем король горевал так, что рыдал ночами. Зато - нет худа без добра - война с Испанией прекратилась.

Жена, как и большинство представителей дома Габсбургов, неземной красотой не блистала, была скромницей и тихоней. Едва ли Марии Терезии удалось занять важное место в жизни короля - эти места были постоянно заняты другими. Когда супруга умерла, Людовик произнес:

- Это единственная неприятность, которую она смогла мне доставить.

Портрет мадам де Монтеспан неизвестного автора, Википедия
Портрет мадам де Монтеспан неизвестного автора, Википедия

Брак для Людовика был формальностью. Его сердце не находило себе покоя. Еще до свадьбы место в королевской постели вначале заняла "очаровательная хромоножка" Луиза де Лавальер, затем пришел черед яркой, ослепительной, остроумной, страстной и страшной в своей ревности мадам де Монтеспан, предпочитавшей, чтобы ее называли по-античному: Атенаис. Живой муж Атенаис не смущал - она поставила себе цель завоевать короля и у нее это получилось. Какой там муж? Целых 16 лет красавице удавалось удерживать Людовика в своем будуаре, но затем страстность короля дала о себе знать - он клюнул на румяные щечки 18-летней мадемуазель де Фонтанж. Атенаис, начавшая к тому времени полнеть, злилась, устраивала истерики, затем даже пошла на страшное - под чутким руководством мрачного аббата Гибура стала принимать участие в черных мессах, чтобы удержать любовь короля. Не помогло. Монтеспан родила королю семь детей, шестеро из которых выжили, получив хоть и не права на трон, но высокие титулы.

Связь короля с юной Фонтанж была недолгой. Вскоре он начинает встречаться с 45-летней дамой, которая занималась воспитанием его бастардов и была доброй подругой мадам де Монтеспан. Даму зовут Франсуаза д’Обинье, вдова Скаррон, но в историю она войдет как маркиза де Ментенон. Именно она будет с королем до самой его смерти. И ей удастся изменить монарха. От прежней любвеобильности не останется и следа. После знакомства с Ментенон король не стал монахом, но безудержный сатир в нем точно умер. В 1683 году Людовик и мадам де Ментенон сочетаются браком.

Что интересно, ни жены, ни фаворитки никогда не оказывали сколь либо существенного влияния на политику Людовика. К управлению государством женщин он не подпускал. Разве что скандальная отмена Нантского эдикта, черное пятно в биографии Людовика, была продиктована в том числе советами мадам де Ментенон, внучке гугенота, но при этом фанатичной католичке.

Клод-Ги Алле. Аудиенция, данная Людовиком XIV Генуэзскому дожу 15 мая 1685 года, Википедия
Клод-Ги Алле. Аудиенция, данная Людовиком XIV Генуэзскому дожу 15 мая 1685 года, Википедия

Людовик и война

Людовик любил развлечения и женщин, но еще больше - войну.

“Не менее танцев по душе королю и война, - пишет Эрик Дешодт. - Он обожает все военное: оружие, мундиры, парады, маневры. Он гордится своей гвардией - королевской гвардией, - в которую входит не только элита армии, но и лейб-гвардия, тяжелая и легкая кавалерия, мушкетеры, французские и швейцарские гвардейцы”.

34 года из долгого 72-летнего правления Короля Солнца Франция воевала. Началась эта история с Деволюционной войны против одряхлевшей к тому времени Испании, продолжилась Голландской, перетекла в Войну Аугсбургской лиги и завершилась Войной за испанское наследство. Чаще всего получалось так, что против Людовика выступала чуть ли не вся Европа, при том, что у французского короля не было грандиозных имперских планов, как, скажем, у Наполеона. Он просто укреплял периметр своего государства, хотя… в методах и средствах особо не церемонился. Жертвами, конечно, становились соседи, вынужденные отдавать Франции какие-то свои территории. Кому такое понравится? Людовик, как считали в Священной Римской империи, в Соединенных провинциях, в Англии и Испании, постоянно нарушал европейский баланс. И за это его называли тираном и агрессором, а с тираном должны говорить не дипломаты, но пушки. Людовик, к слову, был всегда готов к такому диалогу.

Рене-Антуан Уасс. Конный портрет Людовика XIV, Википедия
Рене-Антуан Уасс. Конный портрет Людовика XIV, Википедия

Французская армия одержала много ярких побед, королевство приросло территориями на севере, на востоке и на юге, однако в последней войне - за испанское наследство - объединенная Европа наказала Людовика. Хотя он и не потерял того, что мог бы потерять, учитывая, как складывались боевые действия.

На смертном одре, завещая трон своему преемнику Людовику XV, еще совсем ребенку, Король Солнце, воевавший всю свою сознательную жизнь, произнес:

“Мое дорогое дитя, вы станете величайшим королем в мире; никогда не забывайте о своих обязанностях перед Богом. Не следуйте моему примеру в войнах; старайтесь всегда жить в мире со своими соседями и по мере сил облегчать участь своего народа, чего я, действуя в интересах государства, не имел счастья делать”.

Министры и полководцы

Людовику сильно повезло с окружением. Самой яркой фигурой здесь был Жан-Батист Кольбер, который на протяжении долгого времени руководил не только всей финансовой политикой королевства, но и промышленностью, и торговлей. У него наверняка бы получилось сделать Францию государством с процветающей экономикой, если бы Людовик не спускал все то, что заработал с помощью налоговых маневров Кольбер, на бесконечные войны. В 1692 году, в разгар Войны Аугсбургской лиги, военные расходы доходят до 80 процентов государственного бюджета! Это весьма серьезная цифра.

Взятие французской армией Маннгейма в ноябре 1688 года, Википедия
Взятие французской армией Маннгейма в ноябре 1688 года, Википедия

Жан-Батист был разносторонним человеком: кроме финансов он руководил созданием флота, формировал основы будущей колониальной империи, а также был покровителем искусства и науки. Именно с его подачи в Париже открылись академии наук, музыки, литературы, архитектуры. Благодаря Кольберу художники, драматурги, музыканты и ученые получали щедрые гранты из королевской казны. Без Кольбера не случилось бы и Короля Солнца, вернее, солнце было бы не столь ярким.

Антиподом Кольбера, а также его злейшим врагом при дворе был военный министр Франсуа-Мишель де Летелье, маркиз де Лувуа. Если первый деньги зарабатывал, второй их тратил - на армию и на войну. Благодаря Лувуа, во Франции появилась регулярная армия - самая сильная в Европе. И, как следствие, внешние приращения королевства также во многом заслуга Лувуа. Хотя, как отмечают французские историки, за грубые ошибки во внешней политике, такие как, например, бессмысленная резня в Пфальце в 1689 году или варварская бомбардировка Генуи в 1685-м - Людовик также должен сказать спасибо Лувуа.

Шарль ле Брун. Людовик в образе Александра Великого.
Шарль ле Брун. Людовик в образе Александра Великого.

Эпоха Людовика подарила миру нескольких очень талантливых полководцев, которые завесили вражескими знаменами стены собора Парижской богоматери. Среди них - Великий Конде, начинавший, к слову, с войны против Людовика и его родни, маршалы Тюренн и Люксембург, герой Войны за испанское наследство Клод де Виллар. Отдельного упоминания заслуживает маркиз де Вобан. Этот гений военной инженерии опоясал Францию мощными линиями укреплений, став де-факто создателем европейской фортификации Нового времени.

“Неутомимый труженик и мыслитель, Себастьен Лепьетр де Вобан, является одним из тех людей, кто лучше всех знает свое государство… На его счету 118 восстановленных крепостей и цитаделей, 33 возведенных укрепления и 53 осады”, - пишет историк Жан-Кристиан Птифис.

Людовик и гугеноты

Главной ошибкой Людовика историки называют отмену Нантского эдикта. Этот документ был принят дедом Людовика Генрихом IV. Он даровал права и свободы французским протестантам - гугенотом, чем завершил 30-летнюю эпоху религиозных войн. Людовик с детства настороженно относился к протестантам, окончательно же его неприязнь укрепилась в конце XVII века. Сыграло роль окружение, включая крайне религиозную мадам де Ментенон, а также вмешалась политика - король нуждался в поддержке католических иерархов. В итоге в 1685 году в Фонтенбло был подписан документ, отменяющий Нантский эдикт. Оставшиеся протестантские церкви подлежали сносу, а гугенотов поставили перед выбором: либо принимать католичество, либо убираться вон из страны. Многие выбрали второй вариант, что привело к оттоку из Франции экономически активного населения, в том числе ряда весьма талантливых людей, и, конечно, подорвало мощь государства.

Пьер Патель. Версаль в 1668 году, Википедия
Пьер Патель. Версаль в 1668 году, Википедия

Великолепный Версаль

Рассказ о Людовике будет неполным без упоминания Версаля - грандиозного дворцового комплекса, куда король перевез свой двор и который стал средоточием французского абсолютизма, его символом. Версалю подражали другие европейские монархи - и по форме, и по сути. В Версале зарождалась мода, здесь впервые в истории произнесли слово этикет. Но и с чисто архитектурной точки зрения дворцы Луи Лево и Жюля-Ардуэна Мансара, а также сады и парки Андре Ленотра были великолепны и уникальны. Такими они остаются и по сей день.

Версаль - это живое напоминание о блестящей эпохе Короля Солнца, это ее самое яркое воплощение.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Мягкий агрессор»: почему Людовик XIV воевал со всей Европой
Дело о ядах: за что Король Солнце отправил на костер десятки дам и их кавалеров