Найти тему
дневник ролевика

"Лесенка": рубящие удары и блоки на скорость

Оглавление

Фехтованию можно учить по-сложному, а можно и по-простому. Кто-то может со мной поспорить, но я считаю, что если изучается чисто рубящий стиль (сабля, с некоторыми оговорками - палаш), и не требуется точное соответствие историческим источникам, то лучше учить по-простому.

Упражнение "Лесенка", которому меня научил первый учитель - один из самых простых и наиболее эффективных способов отработать навыки нанесения рубящих ударов и постановки от них прямых блоков в практическом фехтовании. Но ни в одном фехтбуке, предупреждаю, вы его не найдете - это чистой воды народное творчество ))

Итак, приступим.

Сфера применения

"Лесенка" полезна тогда, когда нужно научить бойца в сжатые сроки быстро наносить удары из разных положений - сверху, снизу, в плечо, ногу, голову и т.п., и так же быстро защищаться от них прямыми блоками. Она луче всего подходит для одноручного клинка типа палаша или сабли, возможен вариант с мечом и щитом-тарчем - тогда удары в левые сектора отбиваются щитом, а не мечом, вот и вся разница.

Этот метод часто используется в клубах СМБ - современного мечевого боя.

Ахтунг: уколы в "Лесенке" не отрабатываются, для классического фехтования она не годится!

Основное ее преимущество - отработка скорости и навыков самоконтроля. Есть два основных варианта: в первом случае обороняющийся боец должен твердо стоять на месте и отбиваться, не сходя с него, хоть ты тресни, а во втором ему дозволяется делать отходы и менять положение ног. Тот или иной метод выбирается учителем исходя из того, насколько хорошо ученик контролирует свои ноги. А то некоторые, знаете, норовят от противника убегать всегда, когда надо и не надо...))

Удары

Обратимся снова к этой картинке из старого фехтбука:

Иллюстрация из учебника Ахиллы Мароццо, для тяжелой рапиры, 1536 год
Иллюстрация из учебника Ахиллы Мароццо, для тяжелой рапиры, 1536 год

Здесь показаны основные направления классических простых ударов. Сложные названия на староитальянском языке заучивать не обязательно, это дело добровольное)) Главное - понять принцип.

Классических простых ударов - семь:

  • сверху вниз в левую ключицу (1);
  • сверху вниз в правую ключицу (2);
  • горизонтальный слева (3);
  • горизонтальный справа (4);
  • снизу вверх в левое бедро (5);
  • снизу вверх в правое бедро (6);
  • вертикальный в голову, в центр лба (7).

Да, здесь есть некоторые расхождения с иллюстрацией. В "Лесенке" используется упрощенная схема

По желанию можно добавить вертикальный снизу вверх, в пах (тот самый монтанте), но не обязательно. Он в бою не так уж и часто используется.

-3

Нанесение ударов

Ученики делятся парой на атакующего и отбивающегося. Первый наносит удары, считая их громко вслух:

-Первый-первый! - Два удара подряд противника в левую ключицу (подсказка - диагональных).

-Первый-второй! - В левую и правую ключицу.

-Первый-третий! - В левую ключицу и левый бок на уровне талии. И так далее, до "первый-седьмой" - в левую ключицу и голову.

Затем переходят ко второму:

-Второй-первый! Второй-второй! Второй-третий! .. Второй-седьмой!

И завершается упражнение циклом "седьмой-первый - седьмой-седьмой". Потом ученики меняются ролями.

Сила и скорость нанесения ударов зависят от опыта учеников, в первую очередь обороняющегося. Новичку сразу слишком быстрый темп не дают. Его задача - научиться ставить блок технически правильно, чтобы клинок противника не соскальзывал к гарде и не доставал тело за мечом, которым отбиваются. В первые несколько уроков нужно контролировать именно это.

По мере нарастания опыта увеличивается и скорость нанесения ударов. На более высоких уровнях обучения удары идут вразбивку: первый-шестой, за ним, скажем, третий-седьмой, и т.д.

Необходимость счета

Считать удары необходимо для развития навыков самоконтроля и общего уровня интеллекта )) Поначалу новичку счет помогает не теряться, сохранять хладнокровие, сохранять контроль над разумом и не махать мечом, как лопатой. Считать надо не отвлекаясь от упражнения. Да, это сложно - но это прокачивает мозги ))

Достоинства и недостатки "Лесенки"

Недостатки есть у всего, у этого метода обучения - в том числе. Если слишком долго гонять учеников по "Лесенке" и не давать им нормальных спаррингов, то они привыкают к схематичности нанесения ударов, к тому, что они идут друг за другом в строго определенном порядке. Кроме того, "Лесенка" не развивает шагистику, не дает навыка уходов и уклонений и не демонстрирует возможности обманных ударов. Поэтому она должна применяться только в сочетании с другими методами обучения.

Кроме того, в "Лесенке" не используются батманы и сливы. Только самый простой вариант защиты - жесткий блок.

-4

Ее достоинства - это отработка выносливости (циклы можно повторять сколько душе угодно), скорости нанесения удара и постановки блока, а также навык нанесения быстрых ударов из разных положений, и защиты от них же.

Поэтому при грамотном применении - это очень полезное упражнение.

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika