Художник Алексей Алексеевич Харламов мало известен широкой публике. Интерес к его картинам несколько возрос в последнее время, поклонники портрета словно заново увидели очаровательные женские и детские головки, которыми изобилуют картины Харламова.
Родился будущий художник в семье крепостных крестьян. Появившийся на свет в октябре 1840 года, маленький Алеша, как и его родители, а также семеро братьев и сестер, оказался собственностью Анны Киреевой, поручицы, мужу которой была пожалована деревенька. Вскоре хозяйка родителей Алексея продала, оставив себе ребятишек. Будущему художнику повезло в одном – он был грудным и даже по законам того времени отчуждению от матери не подлежал. Добавим, что позднее, в 1850 году семья, в которой было уже трое детей, все-таки получила свободу, однако своих семерых братьев и сестер Алексей так никогда и не увидел.
Получив свободу, семья переехала в Петербург, где талантливый мальчик получил возможность учиться живописи. Денег было немного, так что первым учителем будущего маэстро стал вольнослушатель Академии художеств Владимир Афанасьев, а через два года четырнадцатилетний Алексей стал вольнослушателем уже сам. Этот шанс изменить свою жизнь он использовал полностью.
Учился мальчик старательно, неоднократно был награжден за успехи, а по окончании Академии кроме чина художника первого класса получил право на оплаченную Академией поездку за границу. Посетив несколько стран, уже тридцатилетний художник осел в Париже, где начал посещать частный уроки Леона Бонна. Бонн был модным живописцем, работавшим в полуклассической-полуромантической манере, которую Харламов благополучно перенял. С этого времени стиль письма бывшего крепостного уже не менялся, как, впрочем, и тематика его работ.
Примером полотен того времени могут служить «Девочка с жемчужным ожерельем», «Маленькая цветочница», «Девочка на голубом фоне», «Созерцание». Работы Харламова привлекли внимание уже знаменитого в то время Тургенева и супругов Виардо, живших в Париже. Алексей получил заказы на портреты, с которыми успешно справился. Довольный писатель принял художника под свое покровительство, что во многом способствовало популярности картин Харламова.
Большую часть времени Алексей Харламов жил в Париже, где у него была своя мастерская. В свое время, еще до уроков у Бонна, он вступил в товарищество передвижников, так что периодически наезжал на Родину. Однако поклонников в России маэстро так и не приобрел – популярностью пользовались картина с «гражданской ответственностью», а милые улыбки и очаровательные глазки картин Харламова понимания у критиков и современников не встретили.
Надо сказать, что большую часть жизни Алексей Харламов прожил благополучно – заказы шли чередой, парижане с удовольствием покупали его работы. Однако финал жизни художника был почти также мрачен, как и ее начало. В первые десятилетия ХХ века живопись претерпела серьезнейшие изменения. Это был поток экспериментов с цветом, формой, содержанием картин, к которому Харламов не смог или не пожелал примкнуть. Семьи у художника не было, так что все свои работы и немногочисленный архив он завещал певице Фелии Литвинн, которая ухаживала за ним в последние годы до последних дней в 1925 году.
🎯 Автор: Лёля Городная. Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо! Сайт: nnart.site