Найти тему
Сообщество «Поэзия»

«Прекрасное далёко» Сергея Лукьяненко: отцы-антибиотики, запахи свободы и странствия роддеров

Оглавление

Дизайн @konti
Дизайн @konti

Автор: Ян Бадевский

Привет, друзья!

Не знаю, как для вас, а для меня любимые произведения Сергея Лукьяненко — те, что он создал на заре своей творческой карьеры. Из романов писателя сразу вспоминаются «Рыцари сорока островов», из рассказов — цикл «Прекрасное далёко». Кстати, если вы читали «Стеклянное море» (последняя часть «Лорда с планеты Земля»), то можете увидеть попытку создания некой истории будущего. Впоследствии Лукьяненко отошёл от этой концепции.

Цикл открывается рассказом «Дорога на Веллесберг» (1990). По некоторым сведениям, рассказ написан в 1988-м. Именно тогда Лукьяненко впервые упомянул роддеров. «Почти весна» и «Мой папа — антибиотик» датированы 1995 годом. «Запах свободы» написан в 1999-м. Обычно цикл включается в авторские сборники малой прозы Лукьяненко, которые регулярно переиздаются в разных сериях.

-2

Сюжеты, общая направленность

Итак, мы попадаем в мир своей мечты. Здесь нет бедности и войн, границы стёрты, каждому гарантирован базовый набор благ. Всю примитивную производственную работу тянут машины. Много безработных, но они ни в чём не нуждаются. Те же, кто задействован в творческих и интеллектуальных профессиях, получают несоизмеримо больше простых смертных.

В рассказе «Дорога на Веллесберг» понятие «несовершеннолетний» перестало иметь смысл. Можно сдать экзамен в любом возрасте, сделаться обладателем знака самостоятельности и шагнуть во взрослую жизнь. Своеобразный бунт против благополучного и сытого общества поднимают роддеры — подростки, бесцельно странствующие по миру. Одному из них, Мише, предстоит совершить нелёгкий моральный выбор и принять ответственность за другого человека.

Генетический мутант Михаил снова появляется на страницах рассказа «Почти весна». ГГ любит девушку по имени Катя, но им не суждено иметь нормальных детей. И тогда за дело берётся учёный-генетик Эдгар. Разумеется, это сделка — Эдгар нуждается в «супернюхе» Михаила для поиска своего ребёнка… Вопрос в другом: что будет, если человек, которого мы любим, необратимо изменится? Пусть даже на один жалкий процент?

Если вы подумали, что «Прекрасное далёко» — это фантастика ближнего прицела, то глубоко ошиблись. Из рассказа «Мой папа — антибиотик» становится ясно, что у Земли есть колонии и там частенько вспыхивают восстания. Значит, нужны космодесантники, поддерживающие земную власть огнём и мечом. Главный герой рассказа — именно такой человек. Вот только профессиональный убийца не знает, что браслет, подаренный сыну, может нести смертельную угрозу…

В рассказе «Запах свободы» Михаил попадает в Веллесберг и пытается найти себе работу. Там он и знакомится с эмпатом Игорем, способным чувствовать мысли другого человека. Михаил скрывает на собеседовании свои сверхспособности и получает отказ. Вскоре выясняется, что родители хотят вернуть его домой. И тогда перед Михаилом выстраиваются новые пути…

Моё мнение

Сергею Лукьяненко на страницах четырёх рассказов удалось создать интересный, затягивающий мир. Этот мир с каждым годом, по мере развития технологий, выглядит всё правдоподобнее. Талант автора в полной мере раскрывается, когда читаешь «Дорогу на Веллесберг». Известно, что на одном из фантастических семинаров 1989 года произведение подверглось жёсткой критике. Здесь всего пять персонажей, диалоги скудны и сжаты, но вопросов о будущем нашей планеты поднимается столько, что хватило бы на полноценный роман.

Все тексты, входящие в цикл, имеют непредсказуемые и яркие концовки. Везде перед героями стоят моральные выборы, которые они не могли предвидеть в начале своего пути. Для кого-то война оборачивается кошмаром в собственном доме. Кто-то демонстративно игнорирует общественные ценности и собственное предназначение, пока не сталкивается с необходимостью спасти друга. Пусть даже ценой собственной боли. Или гонится за призрачной целью, не понимая, что нужно ценить то, что есть.

И всюду перед нами разворачиваются дороги. Чьи-то дороги приводят к страданиям близких, чьи-то — к новым горизонтам. На то они и дороги. Как сказал бы белый (или серый, кто ж его разберёт) мудрец:

— Опасное это дело, Фродо, выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно куда тебя занесёт.

Оценка: 10/10

Страница Яна Бадевского на author.today

Все рецензии в рубрике «ПОСТгуманизм»

***

Будем рады видеть вас среди наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!