Прозвища на Руси традиционно давались людям, оставившим в истории и сердцах людей глубокий след. Многие правители получали прозвища, отражающие какую-либо яркую черту характера или их вклад в историю государства: Ярослав «Мудрый», Александр «Невский», Дмитрий «Донской», Иван «Калита», Иван «Грозный», Пётр «Великий». Все прозвища легко объяснимы и соответствуют тем, кому присвоены.
Алексей Михайлович, второй представитель династии Романовых, вошёл в историю как «Тишайший». Между тем, править ему довелось в одну из самых бурных эпох в отечественной истории – в «бунташный» XVII век. Мог ли «Тишайший» в прямом смысле этого слова царь править в «бунташный» век на протяжении тридцати одного года? Ведь на его долю пришлись соляной и медный бунты, война с Польшей и Турцией, восстание Степана Разина, церковный раскол.
Самым простым и логичным объяснением прозвища было бы найти в характере царя такие черты, которые подходили бы под определение «Тишайший». И на самом деле Алексей Михайлович был добрым, мягким и благодушным человеком, умел проявлять сострадание и утешать в горе. Сохранились письма царя, в частности письмо воеводе и дипломату Никите Одоевскому с соболезнованиями по случаю смерти сына. Там есть такие строки: «И тебе бы, боярину нашему, через меру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить... Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надёжен». Мало кто способен так просто и вместе с тем так деликатно выразить свою поддержку.
Царь был образцом набожности, поборником чистоты православия. Он знал наизусть нотную богослужебную книгу и церковные песнопения, Священное Писание и русские летописи. Глубоко религиозный, царь строго соблюдал все посты и не пропускал ни одной важной церковной службы. При нём на Руси появились первые благотворительные учреждения: богадельни, приюты, больницы.
А вот какое описание оставил его личный врач, англичанин Сэмюэль Коллинз: «Наружность императора красива… он здоров сложением; волосы его светло-русые, он не бреет бороды, высок ростом и толст; его осанка величественна; он жесток в гневе, но обыкновенно добр, благодетелен, целомудрен, очень привязан к сёстрам и детям; одарён обширной памятью, точен в исполнении церковных обрядов, большой покровитель веры…» И многие современники отмечали, что несмотря на кроткость и доброту, царь был вспыльчив и несдержан на язык (известен случай, когда царь проклял священника в церкви, когда тот допустил ошибку), с неугодными дело доходило и до рукоприкладства.
Если говорить о правлении Алексея Михайловича, то его политическая деятельность весьма обширна: это преобразования в системе государственного управления, армии, дипломатии, права, образования.
Очень важное достижение Алексея – новые законы. Соборное Уложение 1649 года пришло на смену Судебнику Ивана Грозного 1550 года. То есть почти сто лет в государстве, сотрясаемом смутой, никто не занимался вопросами правосудия (и двести лет не будет заниматься потом).
История Российского военно-морского флота тоже началась с Алексея Михайловича: первый русский военный корабль «Орёл» был построен по его приказу голландскими мастерами и спущен на воду в 1668 г. К сожалению, при восстании Степана Разина корабль был захвачен и уничтожен. Но именно Алексей Михайлович положил начало Военно-Морскому флоту России.
Алексей Романов реформировал и армию: при нём были созданы полки нового образца, в которых солдаты были русские, а командовали ими иностранные офицеры.
В правление Алексея Михайловича поддерживались интересы купечества, для чего были приняты Новоторговый и Таможенный Уставы, защищающие отечественную торговлю от иностранных конкурентов.
Так же важным мероприятием можно назвать установление постоянной почты во всех крупных городах государства.
Оставил Алексей Михайлович после себя и писательское наследие. Его частная переписка, «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», записки о русско-польской войне, «Урядник сокольничьего пути» - всё говорит о нём как о человеке образованном и не лишённом литературного дарования. В заключении «Урядника» - устава соколиной охоты, царь сочинил замечательную пословицу «Делу время, и потехе час», означающее, что надо успевать и отечеству служить и отдыхать, иными словами – всему своё время.
При этом царь не чужд был и западноевропейской культуры, но в этом, конечно, есть заслуга его воспитателя – боярина Бориса Морозова, который не только одевал царевича на немецкий манер и играл с ним в немецкие игрушки, но и пробудил в нём истинный интерес к иноземной культуре. Понимая важность науки, царь и детям своим (в том числе и дочерям!) дал прекрасное образование, пригласив для них учителей из-за границы. Верность заветам предков и вместе с тем открытость к веяниям запада – очень важная черта Алексея Михайловича. На этой волне будет проводить свои реформы его знаменитый сын Петр I.
Ни характер царя, ни стиль правления Алексея Михайловича не подходят под определение «Тишайший». Напротив, деятельный и лёгкий на подъём царь, и сам трудился на благо отечества, и от других требовал того же.
И современные историки пришли к выводу, что непосредственно к личности царя прозвище «Тишайший» не имеет отношения. С появлением в середине XVII века при российском дворе выходцев из южнорусских земель, владеющих латынью, к русским правителям стали применять иностранные титулы. «Тишайшим» в XVII веке именовался не только Алексей Михайлович, но и Фёдор Алексеевич, и царевна Софья. «Тишайшим» именовался даже Пётр I. Спустя некоторое время российские императоры заменили этот эпитет в своём титуле другим – «Всемилостивейший».
Но миф о мягкотелом и бездеятельном «Тишайшем» царе закрепился в учебниках по отечественной истории. А слава Петра I затмила благие начинания его отца, подготовившего почву для великих свершений сына. Хорошо образованный и способный правитель, душевный и разносторонний человек и прекрасный семьянин Алексей Михайлович Романов остался в истории «Тишайшим»…