В небольшой заметке про калейдоскопы я упоминал три занятных оптических прибора: камеру-обскуру, камеру-люсиду и "волшебный фонарь". Эти устройства применялись для проецирования изображений на разные поверхности в так называемую дофотографическую эру. Камера-обскура - наиболее известный предмет из трех. Во многом благодаря одноименному роману Набокова.
Камера-обскура - это естественный оптический феномен, когда изображение проецируется через маленькое отверстие на поверхность в перевернутом виде (и слева-направо, и сверху-вниз). В помещении (или коробке), куда через отверстие проникает свет, должно быть относительно темно, чтобы проекция была достаточно четкой. Такой эффект можно наблюдать в повседневной жизни, например, когда дневной свет попадает на стену из-за приоткрытой блэкаут-шторы.
Устройства, построенные на таком оптическом эффекте, предсказуемо тоже называются камерами-обскурами. Камеры-обскуры во времена их популярности и актуальности выполнялись и в формате коробок, и в формате целых комнат.
Так же как камера-обскура, снабженная, правда, двояковыпуклой линзой, работает наш глаз. На сетчатку изображение проецируется перевернутым, и уже мозгом обрабатывается до прямого.
В начале 17 века немецкие астрономы Давид и Йохан Фабрициус (отец и сын) исследовали пятна на солнце. Они прикинули, что смотреть на Солнце через телескоп напрямик было бы крайне вредно для зрения, и придумали объединить телескоп с камерой-обскурой, чтобы наблюдать уже за безопасной проекцией солнечного диска. Примерно в то же время датский изобреталель Корнелис Дреббель (имена можно не запоминать) сконструировал "коробочную" версию камеры обскура, в которой уже корректировалась инверсия проекции. В таком варианте камера-обскура получила распространение как впомогательное устройство для художников: спроецированное на бумагу изображение можно было обводить или проверять по нему правильность построения перспективы.
Камерами-обскурами в свое время, конечно, пользовались мистификаторы и шарлатаны (мистификаторы-шарлатаны) во время своих магических представлений.
Пройдя через множество модификаций и усовершенствований, в 19-м веке камеры-обскуры трансформировались в первые фотокамеры: в них изображения проецировались уже на светочувствительные пластины.
По некоторым теориям, наскальная живопись появилась в результате наблюдения древними людьми случайных проекций через маленькие дырочки в стенах укрытий. Многие древние изображения животных искажены так, как будто они срисованы с проекций на неровные или наклонные поверхности.
Устройство это, на мой взгляд, просто замечательное: во-первых, это предшественник фотоаппарата, во-вторых, физика явления в основе - простая и эффектная, в-третьих, название - интригующее само по себе.