История дама капризная и порой забывчивая.
Вам знакомо имя Матильды Кшесинской? Думаю, что все ответят утвердительно.
А Ольги Преображенской? Навряд ли. А она была прима-балериной Мариинского театра! Примой и главной соперницей Кшесинской.
Но начиналось все очень трогательно..... девочки в детстве были подругами!
Историю Матильды Кшесинской знают все, я же хочу рассказать о прекрасной русской балерине, талантливом педагоге Ольге Иосифовне Преображенской.
Маленькую Ольгу 3 года не принимали в балетную школу. Но у неё были любящие родители, которые видели, что их дочь просто бредит балетом. Почему девочку приняли в этот третий раз не понятно. Она ведь была болезненным ребенком, у неё были проблемы с ногой и искривление позвоночника.
А вскоре педагоги с удивлением обнаружили, что у малышки балетные ноги! Выворотность безупречная, стальной носок и плюс к тому же пластичные.
Лучшей подругой Ольги в училище была Матильда Кшесинская. Никто не мог понять – что у них общего? Красотка Матильда и нескладная Ольга.
Разлад в дружбе возник после того, как девушки оказались в Мариинском театре. Матильда, привыкшая к поклонению, была капризной девушкой, да и с характером.
Чего только стоит высказывание о ней Мариуса Ивановича Петипа, балетмейстера, театрального деятеля и педагога, который как-то написал в своем дневнике:
13 апреля 1903 года. Вечером 100-й спектакль «Спящей красавицы». Я не поехал в балет из-за этой злюки и свиньи — г-жи Кшесинской.
Но она была талантлива и он ей все прощал!
Но пока дружба Матильды и Ольги крепка. Так, Матильду приглашают на гастроли в Монте-Карло, в этой поездке её кроме брата сопровождает и Олечка Преображенская. Позже Матильда включает Ольгу в гран-па «Пахита» где были только ведущие танцовщицы театра.
И вдруг в какой-то момент, имя лучшей подруги Ольги в воспоминаниях Кшесинской исчезает… вместо неё упоминания о сплетнице и интриганке, описание которой так похоже на Ольгу Преображенскую. Что случилось?
Скорее всего причина - театральные закулисные интриги.
Ольга была одаренной балериной. О её трудоспособности ходили легенды! В первые годы после окончания училища она имела все шансы затеряться в толпе балерин – покровителей у неё не было.
Но она стала добиваться всего своим трудом и настойчивостью - она исполняла любые партии в любых постановках. И вскоре её талант заметили и оценили!
«Нелегким был ее путь к успеху, – пишет о ней в воспоминаниях Тамара Карсавина:
Своей виртуозностью танцовщица была обязана своему учителю Чекетти, а возможно, в еще большей мере своему непоколебимому мужеству... Преображенская днем репетировала, а вечерами выступала в театре, принимая участие не только во всех балетах, но и почти в каждой опере, где присутствовали танцевальные дивертисменты. И только по окончании спектакля она шла на урок к маэстро, заканчивавшийся поздно ночью. Артисты очень уважали ее за настойчивость и любили за мягкий характер.
После Революции Ольга с 1917 по 1921 год вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра.
Но в 1921 году приняла решение уехать из России. Сначала она жила в Берлине, затем в Милане, и в конце концов оказалась в Париже, где открыла балетную студию.
Она была жестким учителем, но одновременно очень добрым – говорили, что если она видела способную девочку, родители которой были не в состоянии оплатить обучение – она просто не брала плату.
А вражда с бывшей подругой имела продолжение и в эмиграции. Хотя какая там вражда – дамы просто не общались, но через третьих лиц интересовались жизнью друг друга.
И Матильда и Ольга в эмиграции занимались преподаванием. Они вырастили и воспитали немало ставших знаменитыми танцовщиц.
Ольга умерла в 91 год, на 10 лет раньше Матильды. А Матильда в конце своей книги «Воспоминания» так сказала о своей бывшей подруге:
Современные танцовщицы много сильнее прежних по своей технике, и в этом я ничего не вижу плохого. Техника идет вперед – это естественно, но среди них теперь мало таких артисток, какими были: Розита Мори, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вера Трефилова, Ольга Преображенская, Ольга Спесивцева – у них нет той силы в игре, которая была раньше.
Уважение к таланту подруги, к её трудоспособности чувствуется в каждом слове Кшесинской...
Фотографии из интернета