Энди Уорхол был певцом культа знаменитостей, виртуозно играющим на устоявшихся представлениях и оперирующим хорошо знакомыми образами.
С 1962 года портреты начинают играть важную роль в его творчестве, хотя он и не был портретистом в традиционном понимании этого слова. Его портреты основаны на фотографиях, которые он перерабатывал с использованием различных методов.
После того, как 5 августа 1962 года Мэрилин Монро покончила жизнь самоубийством с помощью снотворного, ее образ был раздут индустрией сенсаций до небывалых высот. Свою роль сыграл в этом процессе и Уорхол. Чутко уловив дыхание массовой культуры, он создал мемориальные картины, преобразившие плотский образ секс-бомбы в иконографический.
Портрет основан на рекламной фотографии для прессы к фильму "Ниагара" (1953 г.). Фотокарточки звезд были еще одним неотъемлемым аспектом культа знаменитостей, делающим их образы более человечными и близкими зрителю. Однако эта близость, созданная фотографией — лишь иллюзия, продукт фантазий и желаний ее приобретающих, и Уорхол прекрасно понимал это.
Обрезав оригинальное фото, и сохранив лишь изображение головы — он изготовил трафарет для печати.
Первые образы Мэрилин, созданные Уорхолом, были черно-белыми.
На следующем этапе эволюции идеи — Уорхол наносил трафаретное изображение на предварительно подготовленные холсты с пятнами краски, соответствующими различным частям лица.
От работы к работе цвет краски менялся, и нередко трафаретное изображение не совпадало с цветовыми пятнами, но Уорхола всегда устраивал результат.
Таким образом, все работы, независимо от того, что они изготавливались в полуавтоматическом режиме, являются оригиналами.
Поскольку фотография, положенная в их основу, не отвергнута, а художественно переработана, то "Мэрилин" создает эффект, которого обычная фотокарточка звезды просто не способна достичь: образ Мэрилин из земного превращается в трансцендентный.
Создав портрет харизматичной кинозвезды, художник переключает наше внимание с ее образа на зрителей: породивших, питающих, и, в то же время, потребляющих собственный миф о гламурной и трагической жизни Монро. Уорхол первым увидел черты бессознательного поведения потребителя в массовой культуре; изучение этого явления было одной из многих движущих сил его искусства: кинозвезды популярны не потому, что они — талантливые актеры, а потому, что знамениты. Убедиться в верности этого утверждения довольно просто: попробуйте назвать несколько фильмов, в которых снималась Монро, исключив "В джазе только девушки" ("Некоторые любят погорячее"). Для справки — официальная фильмография кинозвезды насчитывает 28 ролей в кино. Искусство Уорхола визуализирует этот простой, но тщательно скрываемый секрет фабрики грез.