Найти тему
Шакко: об искусстве

Спальня Анны Австрийской

На какой постели спала, под каким балдахином почевала, на какие обои любовалась та героиня "Трех мушкетеров", без которой бы не начались приключения?

На портрете кисти Рубенса, 1622-1625 годы
На портрете кисти Рубенса, 1622-1625 годы

Несмотря на прошедшие столетия и многочисленные французские революции, одна из спален королевы с 17 века сохранилась. Правда, находится она не в Париже, а в замке Фонтенбло.

Относится она к более позднему периоду жизни Анны, когда она была уже вдовствующей королевой-матерью. То есть по этим комнатам к ней ходил не муж (или Ришелье), а уже кардинал Мазарини.

-2

Отделка отличается феноменальной роскошью, немыслимой, конечно, в спальне обычного человека. Как мы помним, эти покои были не личными, а парадными: короли принимали посетителей даже в процессе одевания. Поэтому все должно соответствовать статусу.

-3

Впрочем, давайте вспомним, как описывал ее Дюма в молодости:

"В эту самую минуту отворилась дверь, скрытая в обивке стены, и в комнату вошла женщина. Герцог увидел ее в зеркале. Он вскрикнул — это была королева! Анне Австрийской было в то время лет двадцать шесть или двадцать семь, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия. Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома, — она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение. Кожа ее славилась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах. Наконец, волосы, белокурые в юности и принявшие постепенно каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, очаровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько менее яркой окраски, а самый требовательный скульптор — больше тонкости в линии носа.

Герцог Бекингэм на мгновение застыл, ослепленный: никогда Анна Австрийская не казалась ему такой прекрасной во время балов, празднеств и увеселений, как сейчас, когда она, в простом платье белого шелка, вошла в комнату в сопровождении доньи Эстефании, единственной из ее испанских прислужниц, не ставшей еще жертвой ревности короля и происков кардинала Ришелье".

Представляете, как такая роскошная женщина смотрелась среди подобных интерьеров? Восторг!...

-4

Впрочем, подобная отличная сохранность спальни Анны Австрийской -- не случайность. Ею мы обязаны правителю 2-й пол. 19 века, императору Наполеону III и его жене императрице Евгении, которые очень любили стиль историзм. И в рамках него "воскресили" и реставрировали это помещение в стиле французской классики.

-5

Реставрировалось все это не для туристов и не для музея. Император Наполеон и императрица Евгения сами попросту тоже тут ночевали, в этих комнатах, и чувствовали себя очень крутыми, наверно.

Императрица Евгения в платье в стиле рококо: здесь она играет не в Анну Австрийскую, а в Марию Антуанетту.
Императрица Евгения в платье в стиле рококо: здесь она играет не в Анну Австрийскую, а в Марию Антуанетту.

Ну а потом во Франции случилась очередная революция, Наполеона III с Евгенией выгнали. А все это богатство, наконец, превратилось в доступный для публики музей.

Раннее по теме: как на самом деле выглядели подвески королевы?

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.