Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним обстановку, царящую в те годы в Европе, частью которой был и Советский Союз. В разгаре шла холодная война. Противостояли друг другу два крупнейших военно-политических блока – НАТО и Варшавский договор. Нет никакого секрета в том, что оба они готовились к настоящей войне. В этом направлении работали все разведывательные службы стран участниц.
Планы вражеских разведок
Особое внимание уделялось действиям в «особый период». Это, когда военное противостояние двух блоков достигает критического уровня, и каждый может нанести упреждающий удар. В ЦРУ и его британском аналоге МИ-6 разрабатывали планы воздушно-наземных операций на территории стран Варшавского договора. Удары планировалось нанести в первую очередь по системам связи и топливным трубопроводам в Северной (Польша) и Южной (Венгрия) группе войск. В США даже стали комплектовать спецгруппы из бывших граждан этих стран для совершения диверсий.
На Британских островах американцы создали целую сеть военных баз, складов оружия, в том числе и ядерного, узлов связи и разведывательных центров. Их стратегические бомбардировщики взлетали с взлетно-посадочных полос и курсировали вдоль наших границ, имея на борту ядерные бомбы.
Планы нашей разведки
В такой обстановке разведывательные службы Советского Союза - ГРУ и КГБ, тоже не должны были сидеть сложа руки. Они активно изучали вероятного противника, разрабатывали варианты на случай особого периода, включая проведение диверсий и саботажа на его территории. Чтобы подготовить реальные планы требовались достоверные сведения. Для этого в структуре КГБ имелось Управление «В». Его комплектовали специалистами по проведению диверсионных операций и саботажа. Для сбора нужной информации их направляли в зарубежные резидентуры.
Кто такой Олег Лялин?
Из этого Управления в 1970 году в Лондон был направлен майор КГБ Лялин. Задача на командировку ему была поставлена серьезная: подготовка диверсий на территории Великобритании на случай начала военных действий. Выбор Лялина для такой работы был не случайным.
Он закончил Одесскую мореходку и некоторое время плавал на морских судах. Потом попал в поле зрения кадровиков КГБ и был направлен на учебу в Высшую разведывательную школу № 101. Так тогда назывался Краснознаменный институт КГБ им. Андропова. После окончания учебы успешно работал оперативником на периферии в горотделе КГБ города Клайпеды.
Потом его распределили в Управление «В». Там требовались оперативники по «морской линии». В Великобритании Лялин мог профессионально подготовить план диверсий на её стратегических морских объектах. Должность старшего инженера советского торгпредства в Лондоне служила ему прикрытием.
Приезд в Лондон
Лялин активно включился в работу. Ему на руководство была передана агентурная группа. Это были четверо армян-киприотов, привлеченные к разведывательной деятельности на идейной основе. Они имели прямую радиосвязь с Центром и должны были немедленно сообщать об изменениях, происходящих на американских и английских военно-морских базах.
Все бы хорошо было у Лялина, да только его супруга Тамара не смогла вписаться в женский коллектив торгпредства. Вела себя заносчиво, со многими переругалась. Начались скандалы и в семье. Ей пришлось временно уехать в отпуск, и Лялин временно остался один.
Что делать молодому мужчине в свободное время? Как расслабиться? Самое простое – алкоголь и женщины. Лялин быстро сходится с симпатичной сотрудницей торгпредства, и они становятся любовниками. «Сладкая парочка» проводила время в баре, а потом уединялись на несколько часов в номере подходящего отеля. Подобное поведение советских граждан в замкнутых коллективах заграницей не такая уж большая редкость.
Происки британских спецслужб
Английская контрразведка МИ-5 были в курсе событий, происходящих вокруг нашего разведчика. За ним поставили плотное наружное наблюдение. Требовалось найти повод для подхода к нему и установления негласных отношений. Вскоре он нашелся.
Однажды Лялина поздно ночью в пьяном виде возвращался домой на своей машине. Его остановила полиция. Английские порядки на этот счет достаточно строгие. Нарушителя доставили в полицейский участок. Он, как и положено, потребовал для разбирательства консульского работника. Если бы тот приехал вовремя и забрал Лялина, то международный шпионский скандала вряд ли произошел. Завершилось бы все откомандированием пьяницы, и наша разведка не понесла бы такого серьезного урона.
А произошло следующее
Дежурный комендант посольства не стал будить консула и на звонок из полиции предложил отложить разбирательство до утра. Не был проинструктирован должным образом. Если заграницей товарищ попал в беду, то выручать его надо немедленно.
Зато британская контрразведка не спала. Сразу воспользовалась удобным случаем для проведения вербовочной беседы с Лялиным. Остаток ночи он провел в компании сотрудников МИ-5. Они привели доказательства его неподобающего поведения. Шантаж удался, и Лялин дал согласие на сотрудничество с МИ-6 до конца срока соей командировки. Утром приехал консул, и его освободили.
Через несколько дней после задержания состоялся суд по обвинению сотрудника советского торгпредства в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии. Об этом писала британская пресса. Центр дал указание резиденту немедленно отправить нарушителя в Москву. Но сделать это не успели. Лялин исчез, а потом выступил с просьбой предоставить ему в Великобритании политическое убежище.
Его перевезли в вглубь страны, поместили в отдельную комфортабельную квартиру, обеспечили поваром, отличной едой и даже выпивкой. Правда, выставили у двери круглосуточную охрану. Там на вилле английской разведки с Лялиным началась скрупулезная работа. Сотрудники МИ-6 опасались, не подбросил ли КГБ им агента-двойника. Нужно было убедиться в его истинных намерениях. Настоящий он перебежчик или засланный казачок?
Что рассказал изменник
Деваться Лядину ему было некуда, и он ничего не скрывал. Выложил англичанам информацию о проводимых в Великобритании операциях КГБ, раскрыл агентов, которых знал, состав своей резидентуры и резидентуры ГРУ. Но самое главное, он сообщил об имеющихся, якобы, планах затопить лондонское метро в «особый период», вывести из строя водопроводную сеть и разбросать небольшие ампулы в коридорах государственных учреждений. Наступишь ногой, раздавишь, и ядовитый газ распространится по всему помещению, убивая служащих.
Итог предательства
Разразился небывалый скандал. Все газеты вышли с громадными заголовками о перебежчике, который раскрыл «зловещие планы» Москвы. В итоге 24 сентября 1971 года Форин офис объявил о высылке из страны по подозрению в шпионаже 105 сотрудников советских представительств. Всего было выслано 90 человек, а 15 просто не вернулись из отпусков. В практике международных отношений такого никогда не было.
Не надо думать, что в те годы в Лондоне было так много разведчиков. В этот список попали и «чистые» работники МИД. После высылки в Великобритании остались 445 человека, то есть на 20% меньше, чем было. В ответ МИД также сократил число английских дипломатов в Москве на 20%, выслав 18 человек.
За измену Лялина приговорили к расстрелу, заочно. Он затаился в одном провинциальном городке, опасаясь расправы. Отомстить ему были готовы многие, но приговор так и не был приведен в исполнение. Вроде бы Брежнев не дал на это отмашку.
Вот так пьяная выходка сотрудника КГБ привела к высылке сотни советских дипломатов. Ну, что сам предатель? Он окончательно спился и умер в 1995 году. Ему было 58 неполных лет.
Подписывайтесь на мой канал.