Стараясь приучить детей к хорошему и воспитать у них полезные привычки, многие родители иногда перегибают палку: ругают, критикуют их и всячески обращают внимания на недостатки, забывая о достоинствах.
К чему приводит чрезмерная критика и недовольство родителей
Вследствие этого у детей часто развивается комплекс неполноценности, ощущение собственной ненужности, которое в дальнейшем выливается неуверенностью в себе, скованностью и робостью.
Или же наоборот: в поведении проявляется агрессия и озлобленность на окружающих, недоверие к взрослым. Руководствуясь благими намерениями, родители, сами того не осознавая, губят на корню все творческие стремления малыша.
Чтобы во взрослой жизни это не обернулось серьезными личностными проблемами, необходимо учитывать, что в каждом определенном возрасте дети по-разному воспринимают критику.
Малыши до трех лет обычно не реагируют на замечания взрослых, продолжая заниматься своим делом, но только в том случае, если критика высказывается в мягкой форме и периодически сопровождается похвалой.
Реакция детей после пяти лет уже острее, особенно когда взрослые акцентируют внимание на недостатках или критикуют какие-либо умения. Неосторожное замечание может обидеть их и даже вызвать отказ продолжать то или иное дело.
Для многих может оказаться знакомой ситуация, когда на ребенка, только начавшего посещать детский сад или школу, обрушивается шквал критики за то, что он чего-то не умеет или что-то плохо делает.
Это может относиться и к почерку, и к умению рисовать или лепить поделки. Родители, воспитывающие детей дома, ежедневно заставляют заниматься их нелюбимым делом, сопровождая это критикой, как им кажется, во благо.
Как правильно реагировать на ошибки и низкие результаты
Но толку от такого насаждения обычно бывает мало. Ребенок отказывается воспринимать любые доводы, начинает капризничать, плакать и избегать этой деятельности, может даже вредить: к примеру, ломать карандаши или рвать бумагу.
Родители, недовольные таким поведением, относятся к ребенку строже и натыкаются на стену неприятия. Все повторяется снова.
В подобной ситуации главное вовремя остановиться, чтобы своей критикой не вызвать у малыша полного отторжения к любой творческой деятельности. Если часто высказывается недовольство, подчеркиваются недостатки или неумение что-либо делать, ребенок может постепенно потерять интерес к занятию и в дальнейшем будет всячески его избегать.
Лучший способ привлечь малыша к чему-нибудь, подстегнуть его интерес – это всячески хвалить его действия и поощрять. Детям важно, чтобы родители замечали каждое их достижение, пусть и маленькое.
Все должно обязательно сопровождаться похвалой. Даже в самой безобразной работе можно найти что-то хорошее: красиво написанную букву или нарисованный листик на дереве. И именно на этом следует акцентировать внимание, показать, что это маленькая победа, отличающая его от других.
С помощью похвалы можно помочь малышу поверить в собственные силы и обрести уверенность в себе, вдохновить на создание нового.