В жаркую летнюю пору неусыпные дозорные, караулившие в деревянных крепостных башнях на южных рубежах Московского царства, узнавали о приближении конницы крымского хана по гигантским облакам пыли, клубившимся над Диким полем. Завидев вражеские полчища, русские воины сразу же поджигали «кузова» - железные ящики с берестой и смолой, которые вспыхивали мгновенно. Над «стоялой острожкой», как раньше называли сторожевые дозоры, поднимался в высоко в небо столб густого чёрного дыма. Заметив это, жители окрестных сёл и деревень долго били в колокола. Одновременно от сторожевой башни в сторону ближайшего города мчался конный посыльный, чтобы воевода гарнизона немедленно поднимал войска. У дозорных, оставшихся в острожке, должно было хватить сил, чтобы продержаться до прибытия подмоги. А караулили они обычно по 5 – 10 человек...
Чаще всего крымские татары совершали набеги на Русь небольшими отрядами – в среднем по 400-500 человек, хотя бывало, что шли грабить тысячным войском. Конечно, дождаться родной конницы нашим дозорным было бы невозможно, если бы не специальные защитные укрепления, из которых в XVII веке состояла Белгородская засечная линия вдоль южных границ Московского царства. А длина её была более 800 вёрст.
На некоторых участках засечная черта включала две оборонительных линии, и в ширину порой растягивалась на 40—60 вёрст. Первый рубеж состоял из засек, рек, валов, рвов, надолбов и тынов. Второй – это уже стоялые острожки, защищённые несколькими линиями дополнительных укреплений.
Острожки представляли собой миниатюрные крепости с дубовой частокольной стеной и караульной башней. Снизу пролегал ров, перед которым торчал под наклоном ряд заострённых вкопанных в землю брёвен – частик. Засечная черта тщательно оберегалась дружиной от всяких посягательств со стороны окрестного населения.
Значительные участки оборонительной линии включали естественные препятствия – овраги, болота, озера, реки. В местах, где располагался брод, в дно вбивали острые колья или подтапливали в воде «плавные бревна с гвоздьем дубовым частым».
Засеки в лесу
Засеки устраивались не на опушке, а в глубине леса. Дерево рубилось на высоте человеческого роста: «како человеку топором достать мочно». Его необходимо было свалить таким образом, чтобы конец бревна остался лежать на высоком пне. При этом поваленный ствол должен упасть строго по направлению к полю, откуда шёл противник. Засечные леса тянулись на многие десятки вёрст.
Надолбы
Перед рвами часто устанавливались надолбы – специальные деревянные укрепления. Одна надолба состояла из двух или трех дубовых брёвен высотой более трёх саженей (6 - 7 метров). Концы каждого бревна на треть вкапывались в землю, а верхушки соединялись вместе. Конструкция напоминала противотанковые ежи времён Великой Отечественной.
Задача ставилась одна - ненадолго задержать отряды крымской конницы, чтобы выиграть хотя бы один час до прихода русской военной подмоги из ближайшего гарнизона. Главное, чтобы татары не успели сжечь надолбы и частик, чтобы пробраться к рву. Для того чтобы миновать ров, они засыпали его сеном и хворостом...
Впрочем, укреплённые крепости крымские татары штурмовали нечасто и лишь при наличии крупного войска. Причём, как правило, безуспешно. Засечные линии стали первым этапом решения крымского вопроса русского государства.
В будущем экспансия полуострова была сугубо вынужденной мерой из-за постоянных набегов кочевой конницы крымского хана, опустошавших не только нашу землю, но и территории ближайших восточно-европейских государств. Подробнее об этом читайте здесь.
Подписывайтесь на канал и оценивайте материалы.
Читайте также:
Как и зачем на Руси строили избушки на "курьих ножках"
Почему наши предки не пасли скотину на открытых полях
Из какого птичьего крыла выдёргивали перо для письма - левого или правого
Почему Россия отказалась от Гавайских островов в XIX веке
Почему в разных регионах России окают и акают