Итак, кукла. Мы знакомимся с ней в колыбели, и она сопровождает нас всю жизнь.
"Очеловеченость» куклы, близость к живому, ее способность в игре заменять человека выделяет игрушку из множества окружающих нас предметов, придает нашему общению с ней некий магически-колдовской, мистический оттенок", - пишет этнограф И. Морозов.
Когда очень-очень скучаешь...
У некоторых народов, в том числе и в России, кукла делалась в замену вместо умершего - или уехавшего надолго человека. Например, при уходе сына\мужа в армию.
"У поморов жены изготавливали куколки ушедших в море мужей, и на время их отсутствия эти куколки выполняли функции хозяина дома ". И. Морозов
Куклу могли повесить на фасад - или выставить в окно. Часто игрушке придавались характерные признаки отсутствующего человека. Например, если парень, ушедший в армию, был гармонист - куклу делали с гармошкой.
Куколка становилась домашним оракулом, по ней гадали, как обстоят дела у отсутствующего члена семьи. Морозов описывает ситуацию, когда у глиняной куколки, изображавшей солдата, откололась голова, что стало большим горем для семьи. К сожалению, кукольное пророчество сбылось - сын не вернулся.
Когда человек возвращался, миссия куклы заканчивалась - и ее отдавали играть детям.
Для красоты
Иногда задача кукол в интерьере была проще - украшать.
"В одной из отдаленных деревень Павинского района Костромской области наше внимание привлек небольшой дом, все окна которого были уставлены детскими игрушками, в том числе куколками. Хозяйкой этого дома оказалась старая дева, на попечении которой долгое время находилось множество племянников и соседских детей. Именно их игрушки были выставлены ею в окнах." - пишет автор.
Эта ситуация приводится как пример, когда кукла используется как украшение. Обычай этот старый и довольно распространенный. Автор напоминает, как он трансформировался уже в наше время: в 90-е годы прошлого века первые попавшие в СССР Барби часто использовались не как детские игрушки, а как украшение квартиры.
"В своей «эстетической» функции куколки тождественны цветам, которыми так любят украшать окна во многих провинциальных русских городах. Причем в качестве «витрины» как в первом, так и во втором случае могут выступать не только окна, но и межоконные проемы в комнате, полки, платяные шкафы, в поздних вариантах – застекленные шкафы-серванты. "
Но часто использование куклы "для красоты" дополняется и особым смыслом. Как в случае с одинокой женщиной, которая, воспитав много чужих детей, не смогла расстаться с их игрушками. Куклы напоминали ей об определенных людях, о связях с ними, о времени, проведенном вместе.
Конечно, чаще всего хранителями символов такой эмоциональной связи выступают женщины. Именно они ухаживают за игрушками, меняют им одежду, когда она выгорает, украшают предметами, оставшимися от детей - заколочками, бантиками.
Любопытен вот такой уголок - здесь собраны самые важные для хозяйки вещи: игрушки внучек, которые приезжают летом, старые фото матери и отца, ее собственный портрет в молодости и отрезанная коса, изображения Николая Угодника и Богородицы, часы и постер «Санта Барбара». Это как-то очень мило - и грустно тоже.
Конечно, сегодня большинство обрядов забыто. Но когда вы в следующий раз увидите куклу в окне, у вас уже будет как минимум пара версий, почему она там оказалась.
По материалам книги Игоря Морозова "Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма"
Книга эта - очень серьезное, глубокое исследование, она есть в свободном доступе в Интернете. Поскольку работа написана научным языком, со специфической лексикой и положенными бесконечными отсылками к источникам, читать ее трудновато. Да простит меня автор, и не сочтет за глумление, но я попыталась пересказать его тезисы более примитивным языком.