Интересные факты сообщил старый знакомый, ныне – международный юрист, регулярно проживающий за океаном по рабочим вопросам. Учились с ним в параллельных классах, неплохо общались в общей компании, но к концу 90-х родители парня где-то круто поднялись и пути наши разошлись – юридический МГУ, международка и вот он уже регулярно мотается по делам какого-то непонятного холдинга в Штаты. Там же крутит роман с русскоговорящей дочкой эмигрантки ранней перестройки, отец которой – коренной янки - служит в полиции Нью-Йорка.
Недавно созванивались по Скайпу, поздравлял его с рождением сына, ну и заболтались обо всем и ни о чем на пару часов. Зашел разговор и про полицию – недавно коллеги содействовали защите полицейского, которого обвиняют в превышении полномочий. Пытался вытащить из-за руля пьяного малолетнего оленя, вывихнул ему кисть руки. Олень благополучно улетел на бордюр, где его и повязали все-таки, а поскольку папа у оленя оказался лютым противником полиции как таковой и чуть богаче среднего класса, то понеслась свистопляска с адвокатами.
Полицейский прав на 101%, но прободаться придется. В соц.сетях идет активный прессинг за «беспредел полиции». О чем и поговорили. Как заметил приятель – в Штатах подавляющее большинство любителей «качать права» перед полицейскими оказалось бы в тюрьме сроком до полугода, а 1/5 – с пулями в больничке и кучей правовых проблем. И вот почему.
Понятые? Доказательства? Слово полицейского – закон!
Да, в Штатах нет понятых. Если коп говорит «Я видел, что у него пистолет» - значит у него пистолет. Даже игрушечный. Даже похожий на пистолет предмет.
Никаких понятых, никаких нужных освидетельствований. Если у вас в доме будет кричать избиваемая вами жена, полицейский в одиночку ворвется к вам, потребует прекратить любые действия, а в ответ на сопротивление или повяжет, без оглядки на гуманность, или же прострелит что-нибудь не нужное.
Даже если жена включит обратку и будет защищать мужа – шансов в нее нет, потому как копу сопротивлялись, он шел на крик о помощи, действовал в пределах закона.
Представляете такую ситуацию у нас? Я – нет. Поэтому у нас в одиночку ни один полицейский ничего и никогда не сделает.
Стрелять по усмотрению
Четких правил, регулирующих порядок применения оружия нет. Полицейский на свое усмотрение определяет уровень опасности и если сочтет, что есть риск жизни и здоровью его лично, преступника (от другого преступника!) или другим гражданам – может стрелять на поражение.
Никаких инструкций на не смертельное применение боевого оружия нет. Никаких «в руку, в ногу». Да, каждый случай проверяется, расследуется, но без эпатажа или нареканий – обычная рабочая ситуация. Особенно в Нью-Йорке, о котором и речь. Хотя пресса радостно сожрет любой случай, имеющий признаки ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ.
Потенциальный будущий тесть моего знакомого буквально полгода назад подстрелил хулигана, почти подростка – 19 лет. Его поймали с поличным при вскрытии машины, он сунул руку в карман – видимо хотел выкинуть нож, лежавший там.
Благополучно запутался в порванной материи, начал резко дергать рукой и не смог его достать, впал в панику и попытался бежать чуть-чуть вбок, но в сторону копов, продолжая дергать рукой в сторону полицейских.
Ранили в живот, спасли.
Все законно: в кармане мог быть пистолет, он мог стрелять через одежду, полицейский правильно оценил потенциальную угрозу. Сам полицейский, к слову, ни капли не переживает – подумаешь, ворье очередное. Нечего было бежать, сам виноват. Нужно было замереть, аккуратно вынуть руку и не дергаться.
Подобных случаев – вагон. Любое нервное движение – вас могут законно грохнуть. Получил команду от копа? Ноги на ширину плеч. Руки за голову и не дышать. Жаловаться потом будешь – а пока цыц. Вот такие вот правила.
На этом фоне перепуганные ППС-ники, сажающие втроем буйного алкаша в «бобик», выглядят беспомощно.
А вот оскорблять – можно
Таки свобода слова имеет место быть. При задержании плеваться словесными нечистотами можно сколько угодно сильно и ярко. Никто оскорбление вменять не будет.
НО, что важно, лишь при задержании – по факту применения мер со стороны полиции.
А вот при исполнении полицейским своих обязанностей, например – проверке документов, если вы его пошлете куда подальше, то это может стать основанием для задержания.
За оскорбление – ничего не будет (во всяком случае в NY, в других штатах – не уверен), а вот за невыполнение требований полицейского серьезные штрафы. Притом бесконечных оговорок «законные требования» нет – все действия полицейского подразумеваются априори законными.
И немного об ответственности
За незаконные действия того или иного полицейского, если они не содержат состава преступления, отвечает сам полицейский.
Очень много правовых нюансов именно на бабках.
Например – использование дубинки. По инструкции бить ей можно по рукам-ногам, по другим зонам – нельзя, «если только поведение подозреваемого не угрожает…». Как посмеялся мой знакомый: поэтому полицейскому проще спровоцировать злоумышленника на агрессию и ранить или пристрелить, чем заниматься спаррингом. Это в шутку, конечно, но я даже и не знаю...
С дубинками юридически все сложнее, чем со стволами. Отписаться от убиенного Управление само заинтересованно, чтобы сгладить негатив с прессой, а вот за незаконные ломаные кости от рукопашки отвечать будет сам коп. Деньгами.
И да. Проверять «просто так» нельзя. Ни машины, ни водителей, ни пешеходов. Только при явном подозрении в совершении преступления-правонарушения, о чем полицейский должен внятно иметь представление и уверенность.
Пока все, можно еще добавить, но попозже. Возможно, некоторые факты все же искажены через призму видения гражданского юриста – достоверность не проверял.
Хорошо это, плохо – нет смысла сравнивать.