Зачем нужен Великий пост?
В православной апологетике множество объяснений. У скептиков объяснений не меньше. А что если взглянуть на необходимость Великого поста с точки зрения мистики?
Жизнь как подготовка к смерти
Центром христианства как религии является тема смерти. Христианское богословие много говорит о любви, милости, благодати, — но вся обрядовость и практика сосредоточены не на этом, а на моменте перехода в мир иной. И подготовке к этому моменту.
Чтобы быть готовым к смерти, нужно помнить о ней, пребывать в покаянии и молитве. Так учит христианство, и какие бы радостные богословские смыслы ни хранили эти слова, звучат они, мягко говоря, не слишком жизнерадостно.
"Не можете служить Богу и маммоне" — предупреждает Евангелие (Мф 6:24), а святые отцы подробно объясняют, что маммона — это плоть. А плоть — это наслаждение жизнью, её материальным проявлением.
Вы либо наслаждаетесь жизнью, либо внимательно готовитесь к смерти. Совместить и одно, и другое в полную меру не получится. Никак.
Жизнь как пробуждение и бурление
Великий пост начинается в то самое время, когда первые весенние энергии проникают в мир, настойчиво тревожа душу самой бесстыже живой жизнью.
Света становится всё больше. Внутри закипают соки, бурлит жажда распахнуться миру навстречу, проникнуть каждой клеточкой в весну, влюбиться, закружиться в экстатическом восторге от того, как это прекрасно — жить!
Весна — это очень языческое время. Если традиции христианства формировались вокруг момента смерти, то язычество исторически выстроено про жизнь и для жизни. Вот почему именно весной в крови начинает бурлить языческая память пробуждения, расцветания и наслаждения.
Пост как инструмент балансировки
Что же делать, если удержаться в христианском эгрегоре хочется, а весна настойчиво зовёт за собой в жизнь?
На этот случай Церковь предоставляет Великий пост.
49 дней, разделяющих Масленицу и Пасху, наполнены традициями и практиками, имеющими конкретную цель: выстроить структуру человека так, чтобы язычески буйным энергиям весны не осталось места.
"Весна духовная" — вот девиз Великого поста. Чтобы остались только духовные аспекты весны: радость покаяния, милосердие, божественная любовь, — Великий пост подразумевает полную перестройку жизни. Это не только кардинально изменённое питание. Это службы, длящиеся втрое дольше и состоящие в основном из монотонного чтения. Это особые молитвы. Это устроженные требования к ежедневной жизни вне храма.
Практики Великого поста суровы и нацелены на энергетическую блокировку всех тех энергий весны, которые ниже сердца.
И это идеальный инструмент для тех, кто хочет отфильтровать из своей жизни всё языческое, оставив только христианское. Весной эта затея похожа на хождение по расшатывающемуся канату, и пост вполне выполняет роль балансировки.
17.03.2019