Польский художник Эдвард Окунь (1872 - 1945) принадлежал к течению символистов, а значит, в судьбу (она же - рок, фатум, провидение) верил безусловно. Судьба в ответ постоянно являла свои знаки, демонстрируя (зачастую одновременно) как светлые, так и темные свои стороны. Окунь родился в пригороде Варшавы и являлся представителем древнего дворянского рода. Он рано осиротел, но немаленькое наследство позволило ему пройти фундаментальное обучение рисунку и живописи в школах и академиях Варшавы, Кракова, Мюнхена, Парижа, не заботясь о хлебе насущном. Он женился на двоюродной сестре по материнской линии, и всю жизнь нежно любил свою жену, но пара не решилась иметь детей из-за своего близкого родства.
В те времена Польша была частью Российской империи, войны и революции были еще впереди. Окунь не был радикальным националистом, коих в Польше водилось предостаточно, хотя всегда являлся сторонником независимости. Он вообще был очень независимым человеком - и в быту, и в искусстве, не примыкая ни к какой школе, не поддаваясь модным влияниям. Может быть, поэтому и не прославился так, как многие современники, ломавшие устои и свергавшие авторитеты. Да и зачем суетная слава человеку самодостаточному, человеку, живущему не здесь и сейчас, а везде и всегда? А именно так художник воспринимал свою жизнь.
В течение двадцати лет Эдвард Окунь с женой проживал в Италии, хотя связи с родиной не терял. В этот период он создал ряд чудесных пейзажей, выполненных в манере, далекой от модернизма.
Кроме того, сотрудничая с литературно-художественным журналом "Химера", Эдвард увлекся поэзией и проиллюстрировал ряд произведений известных поэтов, в частности, Метерлинка, Д'Аннунцио и польского автора Яна Каспровича.
В бесконечно разнообразном творчестве художника, разумеется, было место и мистическим мотивам, что приводило к созданию произведений таинственных, странных, а иногда и пугающих.
Писал Окунь и портреты, демонстрируя свое великолепное мастерство, точность взгляда и чуткость к деталям.
Вернувшись из Италии в Польшу, Окунь стал свидетелем, а то и участником многих драматических событий. 16 декабря 1922 г. он присутствовал на художественной выставке в Варшаве, где произошло убийство первого президента Польши Нарутовича, и совместно с адъютантом президента задержал убийцу. Что интересно - тоже художника, националиста Невядомского. Разве можно после этого не верить в судьбу? Он и погиб символически - уже почти пережив ужасы Второй мировой, лишившись варшавского дома, где хранилась значительная часть его работ, переехав в скромный Скендервице - шел по улице и упал, сраженный шальной пулей.
Словно сама Судьба ткнула свинцовым пальцем и сказала: "Этот!"
Благодарю всех читающих. Неравнодушие к искусству делает жизнь насыщенной, а человека - интересным. Всегда ваш Флориан.