Это неотвратимо, как приход весны. Другими словами, по мере обострения проблем с климатом все больше политиков начинают подчеркивать важность перехода на чистую энергию. «Увеличение доли чистой энергии» означает большее количество солнечных панелей, ветряных турбин, электромобилей, крупногабаритных батарей и т.д. Но это также означает больший спрос на материалы, которые делают эти технологии возможными.
В некоторых случаях (например, элемент кремний для солнечных панелей), это вряд ли усложнит проблему. По словам Марко Раугея (Marco Raugei), эксперта по применению новых технологий в Оксфордском университете Брукс, «у нас очень много кремния, и у нас уже есть инфраструктура для производства этого вещества. Но наши цепочки поставок для других материалов, таких как металл неодим для ветряных турбин, литий и кобальт для батарей, и медь для, практически, всего - возможно, придется изменить».
Хотя потребность в материале обычно означает увеличение добычи полезных ископаемых (а вместе с этим - усиление воздействия на окружающую среду), эксперты сходятся во мнении, что выгоды от использования возобновляемых источников энергии намного превышают затраты.
«Нет такого понятия, как бесплатный обед», - говорит Чарльз Барнхарт, профессор энергетических исследований в Университете Западного Вашингтона. Но я хочу прояснить, что, когда мы говорим о воздействии на окружающую среду, мы пытаемся выбирать между большим и меньшим злом».
Даже если компромисс будет найден, стоит подумать о том, откуда появятся материалы для ожидаемой революции в области возобновляемых источников энергии и как изменится мир, когда спрос на них неизмеримо вырастет.
Неодим
Итак, неодим - это т.н. редкоземельный элемент, серебристый металл, играющий очень важную роль в индустрии возобновляемой энергии. В сочетании с железом и бором он используется для производства сильных магнитов, которые важны как для генераторов в ветряных турбинах, так и для двигателей электромобилей.
Несмотря на определение, неодим не так уж и редок. Проблема состоит лишь в том, что его добыча очень сильно контролируется одной страной. Около 85% неодима в мире поступает из нескольких рудников в Китае. Одна шахта под названием Баотоу в Поднебесной уже породила т.н. «токсичное озеро» и другие экологические ужасы. В других местах есть несколько небольших месторождений - например, шахта «Радуга редких земель» в Бурунди или шахта «Мканго» в Малави, но эти добытчики, как правило, направляют свою руду в Китай для переработки.
Одним из серьезных препятствий для добычи и переработки неодима является недостаток финансирования. Но по мере роста спроса на этот металл эксперты прогнозируют, что на рынок выйдет гораздо больше игроков.
Медь
Как не странно, но меди всегда не хватало. В основном благодаря ее невероятной способности проводить электричество и сравнительно невысокой цене.
По словам Мэри Поултон, содиректора Института минеральных ресурсов Лоуэлла в Университете Аризоны, основная сложность в добыче меди заключается в наличии богатых месторождений – там, где руда сконцентрирована в достаточно больших количествах и располагается близко к поверхности. Во-первых, их обнаружить очень сложно, а затем могут потребоваться целые годы, чтобы получить разрешения и фактически начать добычу.
(продолжение следует…)
Понравилась статья? Не забывайте поставить "лайк" (палец вверх!) и подписывайтесь на мой канал. Успехов и счастья Вам!