Смотрите также: Полный список уроков
В данном уроке на примерах партий-миниатюр мы подведём итог по теме: «Освобождение линии» в которую входили изученные раннее уроки: освобождение вертикали, горизонтали и диагонали.
И начнем мы данный урок с рассмотрения интересной партии 7-го чемпиона мира по шахматам Василия Смыслова против мастера Михаила Камышова.
СМЫСЛОВ – КАМЫШОВ, Латышский гамбит
Москва, 1944 год
1. е4 – е5 2. Кf3 – f5 3. K:e5. Одно из лучших возражений на ход 2. .. f5.
3… Фf6. Белые угрожали посредством 4. Фh5+ создать черным неприятности на королевском фланге – следствие ослабления диагонали h5-c8 в результате хода 2. .. f5. Например, если 3. .. Фе7, то 4. Фh5+ - g6 5. K:g6 – Ф:е4+ 6. Се2 – Кf6 (6. .. Ф:g2?? 7. K:h8+) 7. Фh3 с преимуществом у белых.
4. Кс4. Хорошо и 4. d4 – d6 5. Kc4 – fe 6. Kc3 или 6. .. Се2. 4. ..fe 5. Kc3 – Фg6 6. d3! – Cb4. Если 6. .. ed, то 7. С:d3! – Ф:g2? 8. Фh5+ - g6 9. Фе5+ - Се7 10. Се4, и белые выигрывают. А в случае 6. .. Кf6 7. de – K:e4 8. K:e4 – Ф:е4+ 9. Ке3 и последующего Сd3 белые получают перевес в развитии.
7. Сd2 – C:c3 8. C:c3 – d5. И снова 8. .. Кf6 9.de – K:e4 10. Cd3 дает белым опасную инициативу.
9. Ке5 – Фf5 10. de – Ф:е4+ 11. Се2 – Кf6 12. 0-0.
И здесь белые опережают черных в развитии, что немаловажно для победы.
12. .. с6. Черные защищают центральную пешку, которую соперник угрожал выиграть, например, после 12. … 0-0 13. Сf3. Но теперь их король не успевает сделать рокировку и попадает под атаку белых.
13. Сh5+! – Kpf8. Или 13. .. К:h5 14. Ф:h5+ - g6 15. K:g6! и т. д.
14. Ле1. Теперь открытая вертикаль «е» становится главной магистралью для переброски тяжёлых фигур белых. 14. .. Фh4 15. Cg6! – Ka6 16. Фе2 – Сh3. Отчаяние! Сейчас белые могли спокойно забрать слона 17. gh, так как продолжение 17. .. Фg5+ 18. Kph1 – hg облегчение черным не давало из-за 19. Лg1, но белые припрятали другое. ( рисунок 4)
17. Кf3! Освобождение вертикали «е» с темпом! От мата после 18. Фе7 спасает лишь 18. .. Ке4, но тогда 19. К:h4. Поэтому черные сдались.
Белые: NN – Черные: NN, Скандинавская защита
1. е4 – d5 2. ed – Ф:d5 3. Kc3.
Ранний выход ферзя, как и в большинстве подобных случаев, связан с потерей темпа и нежелателен без крайней необходимости. 3. .. Фе6+? Лучше 3. .. Фа5. В центре ферзь снова может подвергнуться нападению от фигур противника, к тому же на поле е6 он мешает естественному развитию своих же фигур.
4. Се2 – g6 5. Kf3 – Cg7 6. Kb5. Характерный выпад для новичков: белым захотелось поставить «вилку» на с7. Но она возможна только в случае зевка черных, а при правильном ходе черных это потеря темпа. Естественно нужно было продолжать развитие ходами: 6. d4 или 6. 0-0.
6. .. Фb6 7. d4 – a6. Лучше было прогнать коня пешкой «с», и после 8. Кс3 – Кf6 черные получали вполне обороноспособную позицию. 8. Кс3 – с5? Никогда не вскрывайте игру (центр), когда отстаете в развитии! Здесь сильнее 8. .. Кf6. Теперь белым удается начать охоту на ферзя противника.
9. Кd5 – Фd6 10. dc – Ф:с5 11. Се3 – Фа5+ 12. b4 – Фd8. Из 12 начальных ходов 7 пришлось на ходы ферзем. Никогда так не делайте! 13. Сb6! – белые продолжают погоню за ферзем черных. 13. .. Фd6 14. Cc7 – Фd7 15. Ke5 – Фе6? Черным следовало смириться с потерей качества – 15. … С:е5 16. С:е5 – f6 17. Kc7+ - Kpf8 18. K:a8 – fe, но они… (рисунок 8).
16. Кf6+! Освобождение вертикали «d» для ферзя, цель которого – достигнуть поля d8. 16. .. K:f6 17. Фd8X.
Размыслович – Фишман, Голландская защита
Рига, 1978 год
1. d4 – f5 2. g3 – Kf6 3. Cg2 – e6 4. Kh3. Белые обычно развивают коня на f3, но здесь белые откровенно готовят подрыв в центре е2-е4 и поэтому направляют коня на h3, чтобы он не загораживал дорогу слону g2. В дальнейшем конь может быть переведен на поле f4 или g5. На такой план черным лучше всего реагировать вскрытием центра, поставив пешки на d5, е6 и f5.
4. .. Се7 5. 0-0 – 0-0. Лучше было пойти 5. .. d5. 6. c4 – d6. Черные сами хотят подорвать центр посредством е6-е5. 7. Кс3 – с6. После 7. .. е5 8. de – de 9. Ф:d8 – Л:d8 10. Kd5 инициатива несмотря на размен ферзей, оставалась в руках белых.
8. е4 – fe 9. K:e4 – e5 10. de – de. Если 10. .. К:е4 11. С:е4 – С:h3, то 12. Фh5, и белые отыгрывают фигуру, сохраняя опасное давление на королевском фланге. 11. Кhg5 – Фс7. Черные напрасно уходят от размена ферзей. Стоило попробовать завершить развитие фигур ферзевого фланга. Так, в одной партии, сыгранной между гроссами, последовало 11. ..Ка6 12. К:f6+ - gf 13. Ke4 – Ф:d1 14. Л:d1 – Cg4 15. f3 – Cf5, и возникла примерно равная позиция.
12. Фс2. С недвусмысленной угрозой – 13. К:f6+ (разгружая диагональ b1-h7 и уничтожая защитника f6) и 14. Ф:h7X. 12. .. K:e4? Лучше 12. .. Сf5, и если13. К:f6+, то 13. .. Л:f6 13. C:e4 – h6?? . Ведет к немедленному поражению черных. Им не оставалось ничего другого, как только с помощью хода 13. .. g6 попытаться сдержать натиск противника, хотя и в этом случае им угрожали жертвы на h7 или g6, совершенно оголяющие черного короля. Теперь же партия заканчивается мгновенно. 14. Сd5+!
Диагональ b1-h7 свободна для белого ферзя, и черные сдались.
На этом все! Ждите наших следующих уроков!
Если Вам понравилась статья ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ), пишите в комментариях, рекомендуете друзьям, не оставайтесь равнодушными! Уважаемые шахматисты и просто любители, вместе мы сила!
PS: Не пропустите следующих наших статей, будем Вам рады!