Найти тему
Древности нашей ойкумены

Матроналии (Matronalia/Matronalis feriae) - большой женский праздник в Древнем Риме

Большой женский праздник Рима праздновали в мартовские календы – 1 марта. День был постоянным – sacra stativa – и не зависел ни от полета птиц, ни от тестов Роршаха на печени жертвенного животного. В отличие от sacra conceptiva – праздников, которые имели плавающую дату, определяемую жрецами или магистратами. Помимо матроналий, его называли «женские календы» (femineae kalendae) и просто «календы марта» (Kalendae Martiae) Никакой особенной привязки именно к этому дню нет, кроме, пожалуй, легендарного заключения мира между римлянами и сабинами.

До реформы Юлия Цезаря 1 марта был первым днем года. И по сути, Матроналии были женскими Сатурналиями. Однако праздник касался только свободнорожденных замужних женщин (неважно, какой из видов брака был заключен) – матрон, хотя, по сути, он касался всех социальных групп римского общества – и мужчин, и детей, и рабов.

В этот день можно было нарядиться и получить от детей поздравления, а от супруга подарок (в более свободной относительно нравов Империи – и от любовника), что, в принципе, в Древнем Риме не практиковалось. (К слову, император Веспасиан любил дарить подарки дамам на Матроналии). Потом следовало раздать указания домашним, поздравить безделушкой рабынь, а едой – рабов, нацепить венок (непонятно из чего в марте-то) на голову и вместе с подружками весело шагать в храм Юноны Люцины. Мужья в это время возносили молитвы о крепости брака и во славу своих супружниц.

Лоуренс Альма-Тадема. "Весна"
Лоуренс Альма-Тадема. "Весна"

Можно сказать, что Матроналии – предтеча Дня Матери, ведь замужняя, но бездетная женщина в Риме не приветствовалась.

Сама Юнона Люцина (Iuno Lucina) – чисто италийское божество. Иногда она почиталась как Люцина, дочь Юноны, покровительница деторождения, в греческом пантеоне ей соответствовала Илифия. Культ её – исключительно женский – был особо распространен в Лации и Кампании. В Городе храм Люцины (с 375 г. до н.э.) находился на одном из языков холма Эсквилина – на Циспии. При рождении ребенка родители приносили в храм Люцины жертву – обычно деньги. Что происходило в храме и священной роще вокруг него во время Матроналий, нам неизвестно.

Здесь же, в храме Юноны Люцины, располагался официальный римский орган, занимавшийся регистрацией новорожденных в Городе (нет только указаний, всех ли или только мужского пола), и хранился архив этих данных.

(Честно говоря, мне не особо понятно, как именно подобный праздник мог справляться в провинции. Например, в Помпеях неизвестен (пока?) храм отдельно Юноны – только Капитолийской триады. Но, очевидно, эта проблема как-то решалась – например, алтарем Люцины в другом храме или особой рощице. Документация по новорожденным гражданам велась и хранилась в гражданских учреждениях.)

В марте – месяце Марса – праздновать свадьбы считалось весьма неблагоприятным. В мае – тоже не очень. И что же выходит? Женившись летом, молодая семья получала первенца как раз в марте. ))

Кстати, сегодня же начинаются мартовские Ферии в честь Марса (Feriae Marti).

С середины I в. н.э. в мартовские ноны праздновали еще один день Юноны – Юноналии (мог быть и трехдневным – с 5 по 7 марта).

бронзовый барельеф постамента мраморной статуи Джамболоньи «Похищения сабинянок» с тем же сюжетом
бронзовый барельеф постамента мраморной статуи Джамболоньи «Похищения сабинянок» с тем же сюжетом

А весна наступит 1 апреля. ;)

P.S. На Эсквилине теперь (с V века) стоит базилика Санта-Мария-Маджоре, в принципе, туда можно зайти за тем же, за чем шли к Луцине.