Великий итальянский кино- и оперный режиссер когда-то причислил Елену Васильевну, с которой неоднократно работал как на сцене, так и в киностудии, к трем (наряду с Анной Маньяни и Марией Каллас) своим главным театральным потрясениям. Их союз был плодотворным и сердечным: певица всегда вспоминала итальянского мэтра самыми теплыми, ласковыми словами. Поэтому Фонд Образцовой не мог пройти мимо знаменательной даты — 12 февраля Франко Дзеффирелли исполнилось 95 лет — и посвятил ей традиционный Оперный бал, состоявшийся на сцене Государственного Кремлевского дворца. К сожалению, почтенный возраст и суровая зима (не только в России, но и в Италии) не позволили виновнику торжества прибыть в Москву, хотя он планировал почтить бал своим присутствием. Публике пришлось довольствоваться лишь видеообращением легендарного маэстро.
На пресс-конференции, посвященной этому событию, народный артист СССР Владимир Васильев, блистательно танцевавший когда-то в фильме-опере Дзеффирелли «Травиата», подчеркнул необходимость отдать дань уважения и признательности мэтру. «Мы любим вспоминать о человеке, о его заслугах потом, когда уже поздно. А нужно благодарить сейчас, пока есть такая возможность». Итальянский маэстро с русскими корнями (сын легендарного дирижера Игоря Маркевича) Олег Каэтани посетовал на то, что оперное наследие Дзеффирелли, его эстетика, не уважаются на его родине, давно изгнаны с театральных подмостков, утопающих в безвкусице и антимузыкальной режиссуре. «Франко всегда был певцом красоты, а сегодня красота не в чести», — заключил дирижер с горечью.
Конечно, в центре повествования был певец. Вокальная молодежь выступала наравне с признанными мэтрами, среди которых первое место принадлежит несравненной Марии Гулегиной. Сегодня ведущее драматическое сопрано мира нередко поет в России, тем не менее каждая встреча с актрисой такого уровня — на вес золота. Гулегина предстала в двух образцовских ролях — страстной интриганки Эболи из «Дона Карлоса» и жертвенной страдалицы Сантуцци из «Сельской чести», показав, что репертуар меццо ей вполне подвластен. Любопытно, что с Еленой Васильевной Мария как бы заочно поменялась амплуа — единственный раз за вечер голос Образцовой прозвучал в записи хитовой арии «Vissi d’arte» из «Тоски». Не обошлось и без коронной гулегинской Турандот — финал из этого пуччиниевского шедевра венчал концерт.
Звездный мексиканец Рамон Варгас блистал рафинированным изяществом во фрагментах из вердиевских «Бала-маскарада» и «Дона Карлоса». Неизвестный пока в России немецко-бразильский певец Мартин Мюле опалил нешуточными страстями во фрагментах из «Кармен», продемонстрировав яркий голос, стабильный вокал и убедительную экспрессию. Третий тенор — молодой белорус Владимир Дмитрук, героически держал паритет с неистовой Сантуццей — Гулегиной.
В двух больших ансамблевых сценах убедительно прозвучали артисты московских театров: в «Бале-маскараде» — Лидия Светозарова, Дмитрий Скориков и Михаил Гужов, в «Кармен» — Цветана Омельчук, Эльмира Караханова, Богдан Волков и Максим Перебейнос. Московским государственным симфоническим оркестром под управлением Павла Когана и «Мастерами хорового пения» Льва Конторовича уверенно руководил талантливый молодой дирижер Тимур Зангиев.
8 марта 2018 г., "Культура"