Найти тему
authoressay

Феномен огромных каменных голов культуры ольмеков: вопросы и предположения

Среди множества несомненно интереснейших археологических памятников и находок ушедших цивилизаций Месоамерики, особенное место занимают монументы каменных голов ольмеков, культуры существовавшей на территории современной Мексики, чья история закончилась порядка двух тысячелетий назад.

Первая находка каменной головы была сделана в 1869 году близ деревушки Трес-Сапотес (штат Веракрус) на плантации сахарного тростника. Оценивая находку, некий Х. М. Мельгар в своей статье отметил удивительное сходство найденной скульптуры с особенностями черт лиц африканцев и уверенно предположил о том, что они (африканцы) каким-то образом ранее побывали в местах находки.

-2

В 1924 году экспедицией, исследовавшей Центральную Америку на окраине древнего поселения ольмеков Ла-Вента была найдена еще одна огромная каменная голова наподобие найденной в Трес-Сапотес.

-3

В 1938 году к ранее упомянутому местечку Трес-Сапотес отправляется археологическая экспедиция, возглавляемая небезызвестным М. Стирлингом. Экспедиция М. Стирлинга, исследовавшая древнее поселение ольмеков на протяжении практически двух лет, предоставила научному сообществу немалое количество находок, среди которых было 3 каменных головы, высеченных из цельных кусков базальта, весом от 5 до 40 тонн и высотой до трёх метров,

-4

В дальнейшем, в поселении ольмеков Ла-Вента было найдено еще порядка десяти каменных голов. Все монументы каменных голов уникальны, отличаются тщательной обработкой камня и являются каменными изображениями совершенно разных людей.

Так в чем загадочная уникальность найденных в Мексике древних монументов?

Эти монументы, несмотря на свои габариты и вес, представлены лишь в виде отдельной головы, без тела, присущего подавляющему большинству скульптур древности. К слову отметить, пресловутые каменные истуканы острова Пасхи, несмотря на сопоставимые с ольмекскими головами размеры и непропорциональность, тем не менее, обладают своеобразным каменным телом, пусть у некоторых истуканов и закопанным частично в грунт.

-5

Археологами установлено, что все скульптуры ольмекских голов создавались из цельных базальтовых глыб. Однако, как известно, в болотистых джунглях, местонахождения монументов, материала для их изготовления нет. А ближайшие «выходы» на поверхность базальта расположены в нескольких десятках километров от места находок. Известно также, что у древних месоамериканских индейцев, включая ольмеков, отсутствовал прирученный скот, который мог быть использован в качестве тягловой силы. Не было у них и повозок. Учтем также вес базальтовых глыб. С этих позиций решительно интересно каким образом ольмекам приходилось осуществлять доставку каменных заготовок по болотам. Анализ археологических раскопок городищ ольмеков и их соседей и потомков, позволяют сделать обоснованный вывод о плотности и многочисленности поселений тех времен. Древние цивилизации Центральной Мексики имели высокий прирост населения за счет хороших урожаев и излишков пищи. Таким образом, не будет преувеличением предполагать, что каменные глыбы доставлялись в ольмекскую «метрополию» посредством неких приспособлений и обычной мускульной силы организованного коллектива людей. Возможно, процесс был растянут во времени. Некоторые исследователи выступают с версией, о том, что большая часть пути доставка осуществлялась на плавучих средствах по водному пути (в том числе против течения). Так или иначе, можно сделать вывод о серьезной трудоемкости процесса доставки. В этом плане, было бы занимательно сравнить доставку ольмекских базальтовых глыб с доставкой египтянами известняковых блоков огромного веса для возведения пирамид. В отличие о местности ольмеков, у египтян большая масса известняковых блоков компенсировалось близким местонахождением выработки известняка, находящимся фактически рядом, в считанных километрах от места строительства пирамид.

-6

Но почему ольмеки вырубая головы из монолитного материала, изготавливали их столь большого размера? Думаю, в данном случае объяснение достаточно прозаично. Уровень развития материальной культуры и технологий древних ольмеков не позволял какими-то иными способами на длительный период зафиксировать их правителей, героев, культовые моменты, сцены из жизни, имеющие особое значение для людей того времени. Поэтому именно камень, базальт и нефрит использовался ольмеками в форме скульптуры и статуэток примерно также как мы в настоящей время используем фото и видеоизображение для запечатления знаковых и памятных моментов нашей жизни. Возможно, для этих целей ольмеками широко использовалось также и дерево, но в силу недолговечности до нас дошли лишь немногочисленные поделки в виде истуканов, уцелевшие в болотном иле близ Сан-Лоренцо. Именно поэтому значительность и внушительность для ольмеков «фигуры» шамана-правителя могла влиять на размер монумента головы. Чем значительнее человек, тем весомее ему монумент. Если оглянуться на окружающие нас статуи и монументы современного общества, в таком «приземленном» объяснении роли правителя или вождя нет ничего удивительного.

-7

В настоящее время широкое распространение получила версия о некоем африканском прошлом человеческих прообразов ольмекских каменных голов. Поводом для этого, по всей видимости, стал вышеупомянутый Х.М. Мельгаром, а также немалая внешняя схожесть широкого лица, широко поставленные глаз, широкого приплюснутого носа и пухлых губ большого рта с некоторыми африканскими типажами лиц. Однако, помимо внешнего сходства других убедительных подтверждений африканского происхождения ольмекских правителей на сегодняшний день не имеется. А вот если внимательнее приглядеться к разнообразным статуэткам и маскам ольмеков, особенно к тем, в которых запечатлена трансформация человека в ягуара, культ которого у ольмеков был широко распространен, можно увидеть те самые схожие черты, обычно приписываемые африканскому происхождению. Вполне возможно, эти характерные черты лица, присущие правящей шаманской элите ольмеков - хранителей культа ягуара, отличали их от остального ольмекского населения.

-8

Думаю, антропологам есть еще над чем призадуматься, исследуя загадочную культуру людей-ягуаров.