Снова обратимся к 12й главе романа "Мастер и Маргарита" Булгакова, и продолжим разбор ассортимента дамского магазина, стихийно возникшего на сцене театра "Варьете". Сегодня мы выясним, что за пижамы с драконами выбирали дамы, и почему вообще у них возникла мысль поменять своё вполне приличное платье - раз уж в нем пришли в театр, оно явно не самое худшее - на пижаму?
"Опоздавшие женщины рвались на сцену, со сцены текли счастливицы в бальных платьях, в пижамах с драконами, в строгих визитных костюмах, в шляпочках, надвинутых на одну бровь".
Как известно, до Первой мировой войны дамы, обладавшие достатком, переодевались до 6 раз в день. Начиная с 1920-х годов эта привычка не исчезла полностью, хотя темп жизни ускорился, заставляя выбирать более функциональные наряды. Среди этих 6 смен обязательно присутствовала одежда для спальни или будуара: халат, пижама или что-то, в чем можно было спокойно вздохнуть между переоблачениями из одного платья в другое (напомним, эти правила были придуманы в те годы, когда дамы еще носили корсеты, задолго до начала ХХ века, и слово "вздохнуть" имеет тут прямое значение), перешло и в гардероб 1920-х и 1930-х годов, несмотря на то, что передышки между корсетами и ворохами тяжелых нижних юбок уже не были такой необходимостью.
Со временем пеньюары стали играть более публичную роль. Фактически из пеньюара появилось знаменитое чайное платье, в котором дама могла и привольно дышать, и принимать на чай очень ограниченный круг знакомых. Скажем, сестру, маму, близкую подругу. В начале 1900-х годов, когда на чай стали приезжать уже в таких же чайных платьях, разгорелся спор, насколько это этично. Но о скандале вокруг шифона мы поговорим отдельно. А сейчас обратимся к дамским пижамам, которые стали появляться в середине-конце 1910-х годов:
Самые первые дамские пижамы очень аскетичны, и напоминают мужские или детские модели: полосатая фланель, скупая отделка. Но уже в 1920-х годах пижамы стали превращаться в элемент роскоши.
Вскоре в пижамах стали позировать кинозвезды, превращая тем самым некогда простую и практичную вещь в объект желания миллионов женщин всех слоев населения. И всё еще это одежда для утреннего кофе и утреннего и вечернего туалета.
Однако уже в 1931 году журнал Vogue написал о том, что пижамы начинают выходить за пределы спален. Появляются пижамы для гостиной, для пляжа и даже для неформальных ужинов с близкими друзьями. Однако, - предостерегает читательниц журнал - нельзя использовать для всех этих событий одну и ту же пижаму. Так, комплект из легкого шелка с кружевами не может быть использован нигде, кроме спальни. Пижамы для пляжа шьются из льняных тканей, а для гостиной можно выбрать плотные шелка. То есть в пижаме из льна или плотного шелка уже можно находиться в общественном месте или принимать гостей.
Учитывая тот факт, что изначально пижама пришла в Англию, а позже и в другие европейские страны из Индии, как предмет мужского домашнего гардероба, ориентальный стиль продолжает преследовать этот вид одежды и по сей день. Нет-нет, да снова войдут в моду китайские шелковые пижамы! Доподлинно известно, что черный шелковый халат с драконом носила Анна Ахматова, принимая у себя дома близких гостей в 1930-е годы. Об этом можно прочесть в воспоминаниях Лидии Чуковской.
А для посетительниц театра "Варьете" модные на рубеже 1920-х - 1930-х годов пижамы с драконами, халаты с китайскими цветами - желанные предметы гардероба. Они ассоциируются с красивой жизнью. Вместе с пижамой посетительницы "Варьете" приобретали себе те заветные часы в будуаре, время "для себя", даже если никакого будуара у них не было. Идя со сцены в пижаме вместо бального платья, они, пожалуй, были правы, думая, что бальное платье они еще сумеют достать, когда оно им понадобится. А вот пижаму и время "для себя" достать никогда не рано и никогда не поздно. В конце-то концов чашка кофе в шелках и десять минут на приятные мысли ежедневно молодят и украшают куда лучше, чем один вечер раз в год в бальном платье!
Подписывайтесь на мой канал: "Мода в книгах" это о том, как были одеты ваши любимые литературные персонажи.