Найти тему
О Москве нескучно

Как в Москве появилось метро

Оглавление

Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)

Почему метро было необходимо?

В 1930 году первым секретарём Московского областного комитета партии стал Каганович (один из ближайших соратников Сталина). А через год состоялось совещание. На нём обсуждали всякие скучные вопросы коммунального хозяйства. Но была ещё одна тема - очень важная.

К началу 1930-х трамвайное движение в Москве стало одной из главных проблем...Вагоны устарели безнадежно. Большую часть подвижного состава и вовсе - списали из-за поломок. Все это привело к транспортному коллапсу в городе. Трамваи совсем не справлялись с постоянным увеличением людей в столице. К этому времени население города превысило 4 млн. человек...

Москва, 1920-е.
Москва, 1920-е.

Вот и решили, что транспортную систему надо менять. Правда снова вернулись к дореволюционным проектам с железными дорогами...Оказалось, что чиновники думали, что центр социалистического города должен вскоре стать музеем (круто). А жить и работать все будут на окраинах. Поэтому удобное решение, как ни посмотри. Но в мае 1931 на очередном заседании все-таки приняли волевое решение: нужно строить метрополитен...На составление проекта дали всего 3 месяца.

Что хотели строить?

На июньском Пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году Каганович предложил строить метро от Каланчевской площади (это где три вокзала) до будущего Дворца Советов (современная станция Кропоткинская). А также проложить линию через Арбат к Смоленскому рынку. В принципе, почти так в итоге и получилось.

-3

Начальником строительства назначили Павла Ротерта. Он работал в железнодорожном строительстве ещё до революции. Кстати, работали над новым проектом также инженеры МГЖД. Помните, я предыдущей статье писал, что в 1930 их все посадили за неправильные проекты? Так вот передумали. Теперь эти люди стали нужны. 

Почему к строительству оказались не готовы?

Уже зимой 1932 работы начались. Правда квалифицированных строителей тогда не было. Копали обычные люди лопатами...Технологий особо не было. Изначально метро не должно было быть глубоким. Лишь в самом центре линию планировали построить по землей. По аналогии с Берлинским. Там метрополитен много где проходит непосредственно под улицами на небольшой глубине.

Строительство станции "Комсомольская" Сокольнической линии, 1933-1934.
Строительство станции "Комсомольская" Сокольнической линии, 1933-1934.

Но потом передумали. Благодаря проекту инженера Вениамина Маковского. Он предложил строить метро глубокого заложения - в среднем 35 метров. Казалось бы, отличная идея: город не станет одной большой стройкой. Но вот проблема...Не было технологий. Как проходить тоннели не знали. А что такое эскалатор, только где-то слышали...

Из-за чего работы оказались под угрозой срыва?

Также не было и геологических данных. Что находится на отметках более 15 метров под землей, тогда не знал никто. И как выяснилось в процессе строительства, там были огромные плывуны (смесь песка и воды). Которые поставили строительство метро в центре под угрозу срыва.

-5

Помог лишь тоннелепроходческий комплекс английского производства. Он был куплен еще за год до проблемы...Но просто стоял собранный на улице. А через пару месяцев сделали свой советский щит. Ну как свой, скопировали английский просто:) А проект метро, кстати, пересмотрели...Теперь станции должны были стать неглубокими. Московские почвы оказались слишком капризными...

Станция "Красные Ворота".
Станция "Красные Ворота".

Но о конкретных проблемах строительства я расскажу позже на примере каждой станции... А на сегодня все! Не забудьте подписаться на мой блог, если вам было интересно! Удачи!