Найти тему
История и истории

«Мягкий агрессор»: почему Людовик XIV воевал со всей Европой

Оглавление

Людовика XIV обвиняют в крайне агрессивной внешней политике. Мол, Король Солнце, не считаясь с соседями, делал все, что ему заблагорассудится. Захотел отжать у Испании кусок Фландрии или провинцию Франш-Конте - отжал. Обиделся на Вильгельма Оранского - ввел армию на голландские низины. Расстроился из-за позиции Генуи поддержать его в войне с Испании - отправил флот и устроил многочасовую бомбардировку, уничтожив треть древнего итальянского города. Агрессор? Да, это так. Но это не вся правда.

Переправа Людовика XIV через приток Рейна. Картина Адама Франса ван дер Мейлена. Википедия
Переправа Людовика XIV через приток Рейна. Картина Адама Франса ван дер Мейлена. Википедия

Имея в конце XVII самую сильную армию в Европе (кто-то из историков сравнивает войну с Испанией 1683-84 гг. с битвой железного и глиняного горшков, где в роли железного - Франция) и один из самых мощных флотов, Людовик мог бы рассчитывать на куда большие территориальные приобретения, чем случились в реальности. Возьмите для сравнения Наполеона. Вот он с Европой не церемонился. Людовик был куда скромнее. Например, в начале Голландской войны, еще до того, как по приказу штатгальтера Соединенных провинций Вильгельма Оранского были открыты шлюзы и дорога к Амстердаму была затоплена, французы могли быстро и без особого труда взять голландскую столицу и завершить войну в свою пользу, потребовав от голландцев всё, что угодно. Или в начале Войны за испанское наследство после первых побед у маршала Виллара открывался прямой путь на Вену: главного соперника, Священную Римскую империю можно было бы быстро вывести из игры, еще до того как на континенте появился грозный герцог Мальборо со своими английскими полками. Однако всякий раз Людовику что-то мешало. Вместо рейда на Амстердам, армия Людовика начала методично и как-то даже картинно осаждать города и крепости (в Версале появились полотна, изображающие гарцующего на коне короля у берегов Рейна и под стенами Маастрихта). Не случилось и похода на Вену (Людовик опасался, что вся Европа объявит его агрессором, хотя это странно, потому как за время своего правления король должен был к такому эпитету привыкнуть). Да и в войнах с Испанией получалось так, что по условиям мирных соглашений большую часть завоеванных территорий Людовик возвращал, довольствуясь малым. Вернее, меньшим, по сравнению с тем, на что мог бы рассчитывать. Почему?

Пьер Минар. Людовик XIV под Маастрихтом. Википедия
Пьер Минар. Людовик XIV под Маастрихтом. Википедия

Ответ на этот вопрос кроется в геополитической стратегии Людовика, которую в течение десятилетий воплощал в жизнь талантливый военный инженер, гений фортификации Себастьен Ле Претр, маркиз де Воб́ан. Его мечтой было превращение Франции в подобие каре - пехотного построения прямоугольной формы, ощетинившегося во все стороны штыками. В центре этого каре, в абсолютной безопасности, находился Париж, и вся “материнская” Франция, а по флангам - территории, которые не являясь исконно французскими, несли бы в себе защитные функции. Таковая была южная часть Испанских Нидерландов, где французы выбили себе ряд ключевых крепостей, и где Вобан построил мощную линию обороны. Такие же цели преследовались на восточных границах, вдоль Рейна. Здесь Людовик где уговорами, где хитростью, где силой на протяжении всего своего долгого правления пытался добиться лояльности у немецких князей. И если разговоры не приводили к желаемому результату, в ход шли драгунские эскадроны. Вся геополитика Людовика - это попытка укрепить лимитрофы, частью присоединив их, частью добившись их верности. Причем все эти попытки, превращавшиеся, как правило, в кровавые войны сразу с несколькими противниками (в Вене, Мадриде и Амстердаме очень опасались французского каре, не хотели принимать французскую стратегию) продолжались на протяжении десятилетий, пока Король Солнце был у власти.

Конные телохранители короля. Рисунок Люсьена Руссело. Pinterest.es
Конные телохранители короля. Рисунок Люсьена Руссело. Pinterest.es

Чем же всё закончилось? В Войне за испанское наследство Людовик отошел от своей в сущности оборонительной геополитики, он захотел большего - прибрать к рукам всю Испанию вместе с ее огромными американскими колониями, - и проиграл (кстати, в разгар этой войны Вобан попал в немилость). После поражений при Бленхейме и Рамильи никакое каре и никакие фортификационные линии не спасли бы Францию от разгрома, а короля от позора. Но союзники не воспользовались своим шансом поставить Людовика на колени, и Король Солнце медленно угас в собственной постели.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Дело о ядах: за что Король Солнце отправил на костер десятки дам и их кавалеров
Битва при Мальплаке: когда судьба Франции висела на волоске