Великая Отечественная война дала нашей стране множество имен прославленных воздушных асов. Для советских летчиков была больше важна общая победа, чем личные заслуги. Но индивидуальный счет к врагу вел каждый. Впечатляет в этом плане послужной список сверхрезультативного пилота Гулаева Николая Дмитриевича.
Донской казак
Николай родился 26 февраля 1918 г. в донской станице Аксайская в старинной казачьей семье. Вспыльчивый неукротимый характер впоследствии стал «визитной карточкой» летчика.
После окончания семилетки Николай поступил в ФЗУ. Одновременно он начал посещать аэроклуб. В армии Гулаев получил направление в Сталинградское военное авиационное училище. Учеба закончилась буквально накануне войны, в 1940 г.
Первый бой
В середине 1942 г. Николай Дмитриевич нес службу в составе 487 истребительного авиационного полка. В начале августа во время вражеского налета летчик без приказа поднял в небо свой «Як». Его атака на «Хейнкель» была удачной.
За подбитый самолет Гулаев был первый раз приставлен к награде. При этом командир полка объявил... взыскание слишком инициативному пилоту.
Первая Звезда
В феврале 1943 г. лейтенант продолжил службу в 27-м иап, в составе которого одержал большинство своих воздушных побед.
14 мая Николай Дмитриевич вылетел на перехват группы Ю-87. Сбив один бомбардировщик, летчик начал преследование другого. Расстреляв весь боезапас, он решился совершить таран. При столкновении летчик разбил крыло «Юнкерса», но сам свалился в штопор. Ему удалось катапультироваться на наши позиции.
После этого Гулаев одерживает победы в каждом втором боевом вылете. 5 июля 1943 г. (начало Курской битвы) он совершил шесть вылетов, сбив четыре вражеских самолета. К середине месяца на счету старшего лейтенанта было 16 личных побед, за что он был представлен к званию Героя Советского Союза.
Освоив в августе 1943 г. управление американской «Аэрокоброй», Гулаев продолжил блестящий боевой путь. На новой машине летчик сделал четыре «дубля».
«Наука ненависти»
В марте 1944 г. Николай получил возможность съездить на родную землю. Там он узнал, что его отца повесили фашисты...
Даже товарищей по полку напугал вид вернувшегося комэска, в глазах которого осталась только жажда мести. За две недели ас сбил десять немецких самолетов. В этот период он провел два «супербоя»: в одном уничтожил три, в другом ‒ четыре вражеские машины. «Пощипал фоккеришек», ‒ вспоминал об этом сам пилот.
30 мая Гулаев вновь записал на своей счет «четверку»: два Ме-109, Хш-126 и Ю-87. В бою летчик получил серьезное ранение, но сумел посадить самолет и сразу же потерял сознание. В госпитале к нему пришло известие о втором награждении Звездой Героя Советского Союза
В августе 1944 г. Николай Дмитриевич одержал еще три победы, после чего был направлен на учебу в ВВА.
В общей сложности Гулаев стал одним из самых «производительных» советских асов. В 69 боях он сбил 57 самолетов противника.
Мирная жизнь
Закончив ВВА в 1950 г., Николай Дмитриевич продолжил службу на разных командных должностях, осваивая при этом новые реактивные самолеты. В 1979 г. генерал-полковник был отправлен в отставку. Не представляя жизнь без службы, Гулаев прожил недолго, скончавшись в 1985 г.
Дважды Герой Советского Союза и один из самых результативных асов Второй Мировой награжден несколькими орденами и множеством медалей.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание